×
Культура
0

Петр Орлов: «Сказка оказалась философской!»

Московский режиссер вновь подготовил в Сургутском театре новогодний музыкальный спектакль


Сегодня в Сургутском театре открылись премьерные показы мюзикла для всей семьи «Волшебник Изумрудного города» (6+). В основе спектакля — сказка Лаймена Френка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». В России ее знают в основном в переложении Александра Волкова.
Путешествие с летучими обезьянами, схватка с колдуньями, приключения в стране саблезубых тигров… Чем еще увлечет юных зрителей новогодняя премьера? Об этом «Сургутской трибуне» рассказал режиссер спектакля Петр Орлов.

— Петр Гарриевич, вы в Сургуте не первый раз…
— Да, в репертуаре Сургутского театра идут мои музыкальные сказки, драма «Личное дело №1889. Анна Ахматова». Надеюсь, что в следующем году удастся поставить в Сургутском театре Островского.

   Почему именно «Волшебник Изумрудного города»?
— Варианты я набрасывал разные. Но когда у меня решительно спросили, что же я все-таки буду ставить, я доверился внутреннему голосу: в этот момент моя маленькая дочь слушала радиоверсию сказки «Волшебник Изумрудного города». А почему бы не взять «Волшебника»? — подумалось мне. В театре сказали: отлично!

—   Кто адаптировал текст сказки для сценической постановки?
— Автор пьесы — Игорь Миногин, челябинец, актер, сказочник (смеется). Он, кстати, написал все пьесы для мюзиклов, которые я поставил вместе с Сургутским театром. В этот раз Игорь снова удивил оригинальной трактовкой знакомого текста.

   Вам, взрослому человеку, эта сказка интересна?
— Конечно, в первую очередь мы готовим яркий развлекательный спектакль. Но это не мешает мне затрагивать в нем серьезные темы — на понятном для детей языке. Так рождается история о том, как группа персонажей отправилась на поиски счастья, а по факту оказалось: все, чего им для счастья не хватало, в них уже есть! И ум, и сердце, и родина, — все это в нас. А если нужно этого достигать —  мы достигнем этого сами, никто нам не поможет, «ни бог, ни царь и ни герой», как пелось когда-то. И вот такое динамичное, увлекательное действие с обилием удивительных сказочных героев (а там и жевуны, и мигуны, и людоеды…) — все это действие на выходе дает отчасти философскую даже сказку. Думаю, и взрослым она тоже будет интересна. Не случайно жанр наших спектаклей в Сургутском театре так и определен: «мюзикл для всей семьи».

   Понятно. «Все в тебе, и все сейчас», как писал Лев Толстой… Петр Гарриевич, но ведь ваш конек — совсем не спектакли для детей. У вас много серьезных, глубоких работ для взрослой аудитории. О чем актуально сегодня говорить со зрителем?
— О том, что волнует людей, — о том и важно говорить. Что именно волнует? Пожалуй, как выжить среди всех окружающих нас проблем и остаться человеком при этом, не превратиться в охотника за материальными благами и выгодами. Всегда актуально о любви говорить, о нежности, о преданности… Отчего многие так любят смотреть сериалы? Сериалы на примитивном уровне компенсируют людям нехватку сильных человеческих чувств. На серьезном уровне — в искусстве —  эту компенсацию надо искать, конечно, не в сериалах, а в классике. У Шекспира, Пушкина, Достоевского, Чехова... С таким материалом я обычно и работаю. Недавно выпустил спектакль «Братья Карамазовы» в Рыбинском драматическом театре. В том же Рыбинском театре, кстати, я поставил два спектакля по Булгакову: «Зойкину квартиру» и «Собачье сердце» [в 2017 году спектакль вошел в long list «Золотой маски»]. Недавно выпустили «Поминальную молитву» во Владимирском академическом драмтеатре, спектакль там с успехом идет, билетов не купить. И Островского я много ставлю… Вот впереди у меня работа большая, будем делать «Маленькие трагедии» Пушкина в Липецком академическом драмтеатре.

   Чем привлекательны для вас театры, где вы ставите спектакли регулярно?
— Да, действительно, есть театры — и Сургутский в их числе! — с которыми у меня завязалась дружба. Это театры, где тебя ждут с открытым сердцем, есть крепкая, открытая для творческого взаимодействия команда. Где есть руководство, которое дает возможность самореализации. Ну и вообще, возвращение к друзьям — это же очень приятный кусок жизни. Другой-то жизни у театрального режиссера и нет.

   Сургутский театр, однако, отличается от многих тем, что у нас довольно молодая труппа, которая ежесезонно пополняется новыми, амбициозными актерами.
— Я знаю, что здесь меня всегда ждет отличная труппа. Это коллектив единомышленников, который очень грамотно, точно сформирован художественным руководителем Владимиром Матийченко. Очень восприимчивые к работе с режиссером ребята. Способности, понятно, у всех разные: есть новички, есть костяк. Безусловно, у театра есть и своя прима — актриса Юлия Уткина, которой подвластна любая роль… 
Но всем одинаково привито желание выполнять задачи, поставленные режиссером, с максимальной выкладкой, ярко и интересно.
Здесь служат люди, у которых есть острое стремление выходить на сцену, чего так не хватает в старых академических театрах, там порой встречаются «сытые» артисты, которым собственно уже бы и не нужно служить в театре, ведь эта профессия подразумевает ребячество, детство,  наив и желание быть на сцене. Вот это желание быть на сцене, так, чтобы быть понятым, услышанным, это желание существовать здесь и сейчас — оно воспитано художественным руководителем в ребятах. Это большое счастье!

   В общем-то, стандартный вопрос режиссеру, который ставит волшебную сказку: а на репетициях случались какие-то волшебные магические истории?
— Вы знаете, для меня магия — это когда растут актеры. Когда я первый раз в 2012 году приехал ставить спектакль «Когда часы 12 бьют…», в труппе появились новые ребята — балетные артисты. И среди них Сережа Дороженко, просто танцующий парень, но не актер. Приезжаю через два года, выходит Сережа, и… я вижу, что передо мной — артист драмы, как будто обученный в столичном институте. Я просто рот открыл от изумления. Думаю, как же это так происходит? Но произошло ведь! Как я понимаю, Сергей оказался чутким артистом, идеально точно воспринимающим то, что вкладывает в него художественный руководитель, товарищи более опытные… И с тех пор Сергей меня каждый раз удивляет, и каждый раз его игра разная. Он вырос в артиста на твоих глазах, не заканчивая академических театральных училищ, научился прямо здесь, в Сургутском театре. Вот вам и чудо наяву!

   Петр Гарриевич, мы вступаем в Год театра. Чего бы вы пожелали Сургутскому театру в следующем году?
— На открытии Года театра наш президент сказал слова, под которыми я готов подписаться: о том, что такого великого театра, как в России, нет нигде. Россия, действительно, — театральная Мекка. Пропагандировать театр в такой стране, как Россия, кажется, и не нужно. Но на самом деле все мы, театральные деятели, ждем от Года театра, что он привлечет внимание властей к проблемам театра, театрального искусства.
Сургутский музыкально-драматический театр — уникальное явление. Никогда не перестану удивляться, что в северном промышленном городе, в совершенно не театральной среде родился театр. Театр, в который можно и нужно идти за эмоцией, за глотком свободы, за переживанием! Успехов ему и процветания!

резюме
Петр Орлов — выпускник Московского высшего театрального училища им. Щукина. Спектакли Петра Орлова — участники и лауреаты международных и всероссийских фестивалей, номинанты всероссийской премии «Золотая Маска». Петр Орлов поставил более 90 спектаклей в театрах Москвы, Тамбова, Самары, Челябинска, Хабаровска, Пензы и других городов. Ставил спектакли в московской антрепризе «Столица» с такими актерами, как Лев Дуров, Александра Назарова, Наталья Егорова и др.
 
а вы знали?
В октябре 2018 года мюзикл Сургутского театра «Когда часы 12 бьют…» (режиссер Петр Орлов) участвовал в программе VII Федерального фестиваля «Театральный Олимп» в Сочи и победил в номинации «Лучший спектакль для детской аудитории»

Фотографии сюжета / 1 фото

  

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии