Двадцать лет назад окружной центр получил выход, как тогда говорили, на Большую землю. В торжественной обстановке, когда разбили бутылку шампанского об асфальтовый каток, открылась автомобильная трасса Ханты-Мансийск – Пойковский – Нефтеюганск.
Событие свершилось поистине историческое, ведь еще в XIX веке велся разговор о дороге между губернским городом Тобольском и селом Самарово, ныне Ханты-Мансийск. Сданная в эксплуатацию магистраль стала частью широтного коридора Пермь – Ханты-Мансийск – Нижневартовск – Томск.
Сегодня автомобильная трасса с асфальтовым покрытием мало чем напоминает ту первую дорогу с бетонными плитами, которая казалась верхом комфортной езды на фоне северного бездорожья. Но асфальт с годами деформируется, поэтому возникает необходимость в ремонте. Недавно на заседании общественного совета при департаменте дорожного хозяйства и транспорта с информацией о состоянии автомобильной дороги федерального значения Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск на территории автономного округа выступил начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности, развитию и ремонту филиала ФКУ
«Уралуправтодор» в городе Нефтеюганске Андрей Маркин.
По словам докладчика, протяженность дорог федерального значения в Югре составляет 345, 8 километра, из них нормативу соответствуют 55 %. В нынешнем году запланирован ремонт на 29 километрах. Это подход к мосту через реку Большой Салым, а также участки в районе поселков Ярки, Сивыс-Ях, Лемпино.
Кроме того, запланирован ввод 39 километров после выполнения работ по устройству тонкослойных покрытий по технологии «Новочип». Запланировано обустройство трех пешеходных переходов с освещением, устранение деформации покрытий и ликвидация колейности в объеме 7 746 квадратных метров. Требуют реконструкции мостовые переходы через Юганскую протоку и Большой Салым. Проектная документация уже утверждена, и в
Росавтодоре решается вопрос включения объектов в задание на 2016–2018 годы. Таким образом, проводимые в 2016 году работы позволят довести долю федеральных дорог, отвечающих нормативным требованиям, до 70 % от общей протяженности по округу.
Лишь бы дождь не помешал
Как работают подрядные организации, выигравшие конкурс на производство ремонтных работ на федеральной трассе? Мы решили выяснить это, проехав по участку федеральной трассы Ханты-Мансийск – Пойковский, на котором работают дорожники ООО МСК «СибАгро»
Легковой автомобиль, чувствительный к каждой выбоине, как только мы преодолеваем 932й километр, сразу переходит на плавный ход. Впереди маячат оранжевые куртки дорожных рабочих, экскаватор и яркой окраски автомобиль с огромной емкостью. Его хозяин представляется:
– Юрий Ващенко, водитель КДМ. – И, уловив недоуменный взгляд, расшифровывает: – Комбинированная дорожная машина. Отличный автомобиль, вмещает 11 тонн воды. Выполняет различные работы: технику заправляет, газоны на откосах поливает и еще подметает.
Как рассказал водитель, за смену ему приходится по два-три раза ездить на заправку водой в близлежащие Ярки или Шапшу. Юрий Ващенко показал направление, где работает бригада. Немного отъехав, притормаживаем: регулировщик с жезлом в руке показывает, какая именно колонна должна начать движение. Дорога разделена на две части, одна сторона – для прохождения автотранспорта, на другой – сосредоточена дорожная техника.
Дождавшись своей очереди и проехав несколько сот метров, останавливаемся на обочине у экскаватора, который, смешав торф с песком, начал грузить его в кузов подъехавшего КамАЗа. Как оказалось, торф, смешанный с песком, – это основа для выращивания травы на откосах. Завершив работу, экскаваторщик Анатолий Степанов взялся помочь нам – отыскать по телефону прораба Евгения Коптелова. Вскоре подъехал его автомобиль «УАЗПатриот».
Евгений Коптелов мотается на своей автомашине от одной группы рабочих к другой, его объект – участок дороги от 932го до 924го километра федеральной трассы. В конце июля все работы должны быть завершены – так указано в контракте. После этого сразу же начнется перебазировка на другой участок дороги Ханты-Мансийск – Пойковский. Пока все идет по графику, единственное, что может притормозить набранный ритм, – погода. Прораб признался, что каждое утро у него начинается с вопроса: не будет ли дождя? Для него это очень важно, так как техника в такую погоду не работает. В тот день, когда мы приехали на трассу, светило солнце, полным ходом шла работа, а через несколько часов пошел дождь и вся колонна встала.
Интересуемся у Евгения Коптелова: как обеспечивается плавный ход на отремонтированном участке? За счет внедрения каких технологий?
– Мы применяем систему электронного нивелирования, – пояснил прораб. – Сначала производится съемка дороги, материалы обрабатываются с помощью компьютера, и создается ее профиль. Плоскость участков выравнивается с помощью фрезы. После этого укладывается выравнивающий слой, а поверх него дорожная одежда – щебеночно-мастичный асфальтобетон.
Можем засвидетельствовать: дорога получается ровной, радующей сердца водителей и пассажиров, – никакой тряски. Гарантийный срок отремонтированного участка – пять лет, поэтому, если чтото случится, компания, выигравшая конкурс, вернется и выполнит работу бесплатно. ООО МСК «СибАгро» работает в округе с 2012 года и уже заявило о себе как о надежном партнере. Одновременно с федеральной трассой ведет работу на дороге в районе Нягани.
Когда уйдут регулировщики
Четыре катка выстраиваются в ряд, уплотняя только что уложенный, еще дымящийся асфальт, – зрелище впечатляющее. В ожидании следующей партии асфальтобетона машинисты заправляют водой эти машины. Как пояснили машинисты Юрий Чернышев и Олег Бураков, вода нужна для охлаждения, чтобы катки не прилипали к асфальту. Каждый заправляют почти по тонне, за смену приходится это делать три-четыре раза.
В короткий перерыв возле техники собираются все, кто в данный момент работает здесь, – делаем фото на память.
Через несколько дней уйдут с участка регулировщики и откроется дорога, как назвал ее прораб Евгений Коптелов, «пять минут по Америке». Вообще хотелось бы, чтобы таких минут было как можно больше на федеральной трассе. Судя по тому, какие именно планы на ближайшие два года обсуждались на заседании общественного совета при департаменте дорожного хозяйства и транспорта автономного округа, так и будет.
Например, на 2017 год на федеральной трассе запланировано провести ремонт участков общей протяженностью 46,2 километра: это на дороге Приразломное – Приобское месторождение, подъезд к Ханты-Мансийску, также запланирован ремонт мостов. В 2018 году капитально отремонтируют еще около 30 километров – в районе Пойковского, на участке между Ханты-Мансийском и Приобским месторождением и подъезд к Нефтеюганску. Также в эти два года запланирована реконструкция двух мостов.
Лето – самое благоприятное время для ремонта дорог: федеральных, региональных, муниципальных, что сейчас и происходит на территории Югры.
Опубликованных комментариев пока нет.