Но порой бывает так: ребенок не хочет танцевать и петь на утренниках; не отвечает на занятиях, даже если знает что-то лучше других детей. Мама ждет, чтобы воспитатель хвалил и восхищался ее ребенком, а вместо этого слышит одни замечания: «Что-то ваша девочка не очень усидчива на занятии, слушает невнимательно, ни стихов, ни сказок не знает. Спросишь - молчит!». И мама негодует: «Как так, ведь мы учим столько стихов, по вечерам ей книжки читаем, занимаемся каждый день!». И тогда мама решает вызвать свое чадо на серьезный разговор. Но, позвольте, в чем же он виноват? А в том, что не оправдал мамины ожидания…
Так бывает довольно часто: родители стараются изо всех сил, чтобы ребенок был активным, умным, послушным, они готовы в один миг вложить все свои знания в детскую голову. И взрослые забывают, что малыш – это не копия мамы или папы, сестры или брата, а отдельная личность – со своими особенностями и уникальным характером. И то, что с легкостью давалось родителям в детстве, у него может вызывать огромные трудности. Порой ребенок не может так же быстро, как вы когда-то, завязывать шнурки, так же громко читать стихи. У него просто другой темперамент, свой характер. Важно понять, что он ничуть не хуже других, что ваш ребенок просто другой!
А теперь давайте представим, что в этой ситуации чувствует сам ребенок. «Я опять не послушал маму», «Я не смог», «Я плохой»… В этот момент и зарождается в ребенке чувство вины за то, что он не такой, как хотят родители. Чувство собственной вины – самый сильный раздражитель и самый мощный источник постоянного стресса. Оно накапливается с каждым проступком ребенка и наказаниями со стороны родителей.
Часто родители, чтобы добиться от ребенка сиюминутного послушания, выходят из роли того, кто защищает и заботится, и начинают кричать, угрожать, наказывать. Сколько этих угроз нужно ребенку, чтобы утратить чувство защищенности рядом с вами, доверие к вам? Детям очень не хватает душевного участия, чтобы снять свое нервное напряжение. С одной стороны требуют воспитатели, с другой – родители. А ребенку так хочется прижаться к маминому плечу и ощутить ее любовь – не за какие-то особые заслуги, а просто потому, что он ее родной сын. «Хоть мама-то меня любит или нет?» - хочет знать ребенок. «А если любит – поймет», - надеется он. Ребенок должен быть в этом уверен, тогда вы сможете вместе решить все проблемы и избежать стрессов.
Воспитывая и развивая своего ребенка, будьте внимательны к нему, отмечайте для себя все особенности поведения. Что дается легко, а где требуются усилия, какая деятельность интересна, а какая – вызывает отторжение. Не требуйте от малыша идеальных результатов, порой к успеху нужно идти небольшими шагами, постепенно. Принимайте его таким, какой он есть. Прислушивайтесь к потребностям ребенка, а не «ломайте» его под ваши личные желания. Воспитание ребенка – как взращивание цветка: для того чтобы он вырос и зацвел, нужно время и подходящие для него условия.
Опубликованных комментариев пока нет.