Последние новости

12:59

В Сургутском районе более трех тысяч детей отдыхают в пришкольных лагерях

12:00

В Сургуте за выход на лед будут штрафовать

11:59

Лучшие юные ватерполистки России в Югре определят победителя турнира «Золотой мяч»

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

11:57

В Нижневартовск прибыл чартерный рейс с детьми из Белгорода

11:49

Возвращение детского детектива: сериал «Любопытная Варвара» выйдет осенью в онлайн-кинотеатре W...

11:35

В Югре из-за непогоды перекрыли трассу до Сургута

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

11:09

Жители Югры все чаще регистрируют бизнес по упрощенной схеме через нотариуса

10:50

Югорчан приглашают бесплатно воспользоваться юридической помощью

09:20

Более 5 тысяч школьников Югры поедут в путешествие по социальному сертификату

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

09:14

В Югре при поддержке «Газпромнефть-Хантоса» выпустят настольную этноигру

08:21

Павел Дуров: Telegram навсегда заблокировал аккаунты с призывами к терактам

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости

Раз, два, три, четыре, пять

Общество
19 октября 2018 11:00

В департаменте образования пояснили, почему не переводят все школы Сургута на короткую неделю

Быть или не быть пятидневке? Кажется, четвертый год кряду, как в гамлетовском монологе, обсуждают сургутские родители образовательные перспективы. Одни говорят: «Быть!», ведь детям нужно время на отдых и дополнительные секции. Другие с хрипом кричат: «Не быть!» - иначе когда и как эти бедные дети будут догонять целый учебный день на неделе? Не восьмым же уроком, правда? А в департаменте образования разводят руками: угодить всем не получается и не получится. Потому руководствуются педагоги сегодня главной медицинской заповедью - «Не навреди». Накануне пресс-конференции, которую директор департамента образования Анна Томазова провела, чтобы разъяснить позицию властей, «Сургутская трибуна» собрала с родителей основные вопросы к главному педагогу города.

О переводе детей на пятидневный режим обучения в Сургуте, как и в целом по России, говорится уже давно. Некоторые школы страны такую роскошь себе позволить смогли. Некоторые только мечтают. Тормозит процесс одно - сложность перехода всех учеников на первую смену.
- С пятидневной системой обучения мы в неделю теряем три часа. За год это уже более 100 часов. За 10 лет - более 1000 часов. Наверстывать их можно, только прибавляя уроки в будние дни. А как быть со старшеклассниками, которые учатся во вторую смену? Добавить им седьмой, а то и восьмой урок? Тогда звонок для них будет звенеть только в 20:10 часов. Учитывая короткий световой день, погодные условия и возраст детей, является ли это учебой без напряжения? Сомневаюсь, - рассуждает директор департамента образования Анна Томазова.
Власти города еще два года назад начали готовить почву под пятидневку в школах. Как знали - в прошлом году поручение было спущено на муниципалитеты из окружного правительства. Сейчас в Сургуте пять пилотных площадок по введению пятидневного режима обучения. Все они - школы начального звена - №30, 37, 42, «Прогимназия» и «Перспектива». В этом году 17% учащихся занимаются пять дней в неделю.
При этом, говоря «пятидневка», педагоги подразумевают, что на шестой день ребенок все-таки придет в школу - на развивающие занятия. Возможно, даже с родителями. В начальной школе «Перспектива» рассказывают - на такие условия они вместе с мамами и папами пошли обоюдно, оговорив заранее условия.
- Часть внеурочной деятельности мы реализуем по субботам. Это три занятия. Но тревожит меня то, что живем мы в северных условиях, и обеспечить одну смену обучения детей мы не можем. Работая в две смены, реализовать в полном объеме основную образовательную программу невозможно. В прошлом году 26 дней было карантинных и актированных. Получилось, что дети в иных формах получили 115 уроков, то есть 14 процентов от общего количества часов. И получилось, что вместо 34 учебных недель они учились только 29. Как дети будут сдавать всероссийские проверочные работы на выходе из начальной школы, я пока не могу сказать, - констатирует директор начальной школы «Перспектива» Елена Запольская.
Впрочем, главной целью и родителей, и педагогов является комфортное для детей освоение школьной программы. И если родители видят выход  в сокращении учебной недели, то учителя предлагают обсудить вариант сокращения объемов домашнего задания - стараться большую часть выполнять во время уроков в школе. В департаменте образования уверены, что эта мера позволит высвободить для школьников хотя бы лишний час-два в день, который они могут потратить на самое важное для молодого и растущего организма - отдых и сон.


По просьбе «Сургутской трибуны» Анна Томазова ответила на вопросы родителей

- Почему у нас не работает приказ окружного департамента образования от 24 июля 2017 года №1165 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по переходу на пятидневный режим обучения в общеобразовательных организациях ХМАО-Югры»?
- Требования перевести законодательно все образовательные организации на пятидневный режим работы нет. Есть возможность выбора, она не только за родителями, но и за образовательной организацией. Мы не формируем план перехода, мы говорим о том, что у образовательной организации есть право, закрепленное законом, учитывать все факторы и самостоятельно принимать решение о переходе на пятидневную систему или о сохранении шестидневки. В рамках дорожной карты мы определили пилотные площадки по внедрению нововведений. В этих учреждениях мы мониторим результативность, освоение детьми программы, психологический микроклимат. Надо понимать, что меняется не только режим занятий, меняется вся программа.
- Изучен ли опыт региона и других городов?
- Пилотные площадки есть во всех муниципалитетах округа. Мы все следуем дорожной карте, изучаем, наблюдаем. Загруженность у образовательных организаций в каждом городе тоже разная. В Сургуте, например, одна из самых высоких занятостей во вторую смену, поэтому и темпы такие. По опыту федеральных школ мы видим, что шестой день в неделе дети в любом случае проводят за партой - это развивающий день, когда с учащимися занимаются дополнительными занятиями, проводят встречи с родителями, реализуют воспитательный компонент. Выходной может стать развивающим, но здесь должна быть ответственность родителей - как они его хотят заполнить.
- Насколько серьезно, когда и кем был изучен опыт других регионов с пятидневным режимом обучения?
- Исследования говорят, что для детей, изучающих программы повышенного уровня сложности, переход на пятидневный режим к разгрузке не приведет. Мы смотрели отзывы и особенности организации пятидневки в других регионах - с точки зрения исполнения часов. Учебный план везде одинаков, и я не верю, что в Москве нагрузки на детей меньше, чем в Сургуте. Или наоборот. Суббота везде точно так же задействована - через посещения библиотек, музеев, парков. Наши коллеги используют имеющуюся инфраструктуру для занятости детей в субботу. У нас это есть, но в меньшем количестве. СанПиН и учебный план для всей страны едины. Если они на пятидневке, то четыре дня из пяти эти дети имеют по семь уроков. Является ли это учебой без напряжения? Очень сомневаюсь.
- Родительская общественность города Сургута требует не перевода на односменный режим, а перевода на пятидневную неделю обучения. Почему эти две абсолютно разные проблемы смешивают в одну?
- Перевод детей на пятидневный режим учебы напрямую зависит от сменности. Школы с односменным режимом обучения это могут себе позволить: вторая половина дня здесь свободна от занятий, не так страшно дать детям дополнительно один урок. К тому же, потом у них останется время и для домашнего задания. Но если дети учатся во вторую смену, то седьмой урок у них будет заканчиваться только в 20:10 часов! Учитывая погодные условия и короткий световой день, это опасно и нецелесообразно. Мы не распределим нагрузку на детей, а только сделаем им хуже.
- Проводятся ли исследования, которые показывают эффективность введения пятидневки в сургутских школах?
- Мы проводим мониторинги постоянно, на сайтах пилотных школ всегда можно найти онлайн-опросы, работает служба психологов. Мнение родителей с мнением образовательной организации полностью согласуется: комфортной для детей является пятидневная неделя с шестым развивающим днем. Это день без отметок, без школьной формы, домашних заданий и контрольных работ.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

12:59

В Сургутском районе более трех тысяч детей отдыхают в пришкольных лагерях

12:00

В Сургуте за выход на лед будут штрафовать

11:59

Лучшие юные ватерполистки России в Югре определят победителя турнира «Золотой мяч»

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

11:57

В Нижневартовск прибыл чартерный рейс с детьми из Белгорода

11:49

Возвращение детского детектива: сериал «Любопытная Варвара» выйдет осенью в онлайн-кинотеатре W...

11:35

В Югре из-за непогоды перекрыли трассу до Сургута

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

11:09

Жители Югры все чаще регистрируют бизнес по упрощенной схеме через нотариуса

10:50

Югорчан приглашают бесплатно воспользоваться юридической помощью

09:20

Более 5 тысяч школьников Югры поедут в путешествие по социальному сертификату

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

09:14

В Югре при поддержке «Газпромнефть-Хантоса» выпустят настольную этноигру

08:21

Павел Дуров: Telegram навсегда заблокировал аккаунты с призывами к терактам

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости