Как управлять большим предприятием? С помощью «цифры»!
Почти два десятка школьников, участников проекта «Яндекс.Лицей», предназначенного для обучения ребят программированию, погрузились в мир новейших IT-технологий, в то, чему многим из них предстоит заниматься во взрослой жизни. Они прошли достаточно серьезный отбор, чтобы стать «яндекс-лицеистами». Занятия начнутся в октябре и продолжатся в течение двух лет. Именно столько времени их будут обучать теории и практике программирования на примере языка Python, который применяется и в YouTube, и в NASA, и собственно в «Яндексе».
В нефтяной отрасли также идет стремительная цифровая трансформация. Поэтому экскурсия в ЦУД весьма полезна для ребят: может быть, кто-то из них станет в будущем «цифровым» нефтяником. Полезна она и сотрудникам ТЭК, увидевшим способных ребят, которые, опять же в будущем, станут их молодой сменой.
Наталья Комарова познакомилась с каждым из лицеистов, настроила их на получение знаний о ЦУД и на общение с нефтяниками: формат встречи предполагал активное общение всех ее участников. Информации предполагалось получить много, часть ее весьма специфична, поэтому именно диалог – это одна из составляющих успеха современного обучения.
Надо сказать, что «Газпромнефть-Хантос» сегодня – одно из динамично развивающихся, крупнейших предприятий ТЭК в Ханты-Мансийском автономном округе. В компании сегодня более 3 тысяч добывающих скважин на 8 месторождениях. В основном они расположены в Югре и частично – в Тюменской области, Уватском районе.
Масштаб предприятия характеризуют следующие цифры. На месторождениях «Газпромнефть-Хантоса» работают 2 тысячи человек, и еще свыше 20 тысяч – сотрудники подрядных организаций. Также на производственных мощностях задействовано от 3,5 до 4 тысяч единиц техники, множество буровых и бригад по ремонту скважин.
Естественно, что работу такого огромного количества людей и техники надо правильно, эффективно и безопасно организовать. Это и делают в компании с помощью цифровых решений, в частности Центра управления добычей и цифрового двойника месторождений.
Игорь Сашин, руководитель ЦУД, рассказал старшеклассникам о том, чем занимается возглавляемая им структура, поведал и о функционале сотрудников.
Напомним, что этот проект уникален для нашего округа и страны. Он стартовал в 2017 году. К настоящему времени испытаны и запущены в эксплуатацию инновационные программные продукты для контроля процесса добычи нефти, поддержания пластового давления, автоматического регулирования работы скважин с учетом оптимальной загрузки трубопроводов.
Говоря языком специалистов, идут работы по интеграции гидродинамической модели пласта в данный проект, чтобы в итоге получить комплексную цифровую модель.
– Цель Центра управления добычей – повышение операционной эффективности актива за счет воплощения в жизнь новых инструментов планирования и управления, – сообщил Игорь Сашин. – Здесь собрана кросс-функциональная команда специалистов различных компетенций, которые, используя современные IT-системы, цифровой двойник месторождения, принимают решения.
Погрузиться в нефтяную «матрицу»
Несмотря на довольно сложную информацию, старшеклассники с интересом слушали Игоря Сашина. А чтобы лекцию не «засушить», нефтяники использовали гаджеты. Так, ребята смогли воспользоваться специальной интерактивной доской, на которой работники центра ищут новые подходы в работе, чертят схемы. Один из ребят примерил очки виртуальной реальности, в которых он смог увидеть не обыкновенную компьютерную игру, а настоящее месторождение, оборудование на нем, процесс бурения, происходящий в глубине недр.
Рассказали ребятам и о технологиях, которые позволяют добывать трудноизвлекаемую нефть: о гидроразрыве пласта. Кстати, на предприятии используют в основном отечественное оборудование и подходы. Это позволяет активно осваивать запасы, создавать новые рабочие места.
– И это правильно, необходимо обеспечивать нефтяную сферу соответствующими программными продуктами, чтобы не зависеть от иностранных поставщиков в условиях санкций, – отметила Наталья Комарова, внимательно слушавшая вместе с «яндекс-лицеистами» сообщение нефтяников. – Еще лет 5–8 тому назад у нас использовалось в основном импортное оборудование предприятиями нефтесервиса. Но в нашей стране есть хорошая научная база, и наши ученые в свое время придумали технологии, позволяющие работать с трудноизвлекаемыми запасами, тот же гидроразрыв пласта.
И тут же она задала вопрос
нефтяникам:
– Скажите, как ваша система (имеется в виду ЦУД и цифровой двойник месторождения. – Авт.) связана с системой материнской компании – «Газпром нефти»?
– У нас в компании создана одна IT-среда, в этой среде используется одно программное обеспечение, – ответил Игорь Сашин. – Например, у нас буровая оснащена специальным оборудованием, которое позволяет из Санкт-Петербурга сопровождать и контролировать бурение.
После подробного рассказа о технологиях, о том, как работает и выглядит месторождение, какие специалисты (цифровые) нужны компании, нефтяники подарили ребятам сувениры и все вместе сфотографировались на память.
Далее лицеисты по программе оправились в Югорский НИИ информационных технологий, чтобы ознакомиться с его новейшими разработками, в частности проектом «Мобильное приложение 112», и главное – принять участие в старте проекта «Яндекс.Лицей». Таким образом, новое поколение программистов начало учебу и, надеемся, свой интересный и успешный путь в цифровую экономику Югры. Пожелаем им успеха!
Дарья МАРТЮШОВА ученица школы № 3, Ханты-Мансийск
- Я сегодня узнала в «Газпромнефть-Хантосе» очень много нового: об анализе данных, об их использовании и обработке, добыче нефти. Мне бы хотелось свою жизнь связать с программированием, физикой, математикой. Одним из направлений своей работы я рассматриваю нефтегазовое дело.
Что касается отборочных испытаний в «Яндекс.Лицей», они были несложные. Но все же требовали приложения усилий. После того как я написала входной экзамен, или так называемую олимпиаду, мы проходили собеседование. На нем было нужно предложить свои идеи, мысли для «Яндекса».
Опубликованных комментариев пока нет.