Отговорила, отзвучала, отыграла фестивальная неделя. В этом году она была насыщенной как никогда. Сразу две кинопрограммы: одна - составленная еще при участии создателя и бессменного президента «Духа огня» Сергея Соловьева, другая - с почтенным поклоном его памяти.
Куратор Борис Нелепо собрал неожиданный список лент, детских и взрослых, который, по его признанию, оказался самым географически разнообразным за время проведения кинофестиваля. Это правда: за приз международного конкурса боролись фильмы из Китая, Индии, Филиппин, Франции – в общем, со всего мира.
Чувства в эпоху изоляции
Кинокритики, отсмотревшие конкурсный репертуар, единодушно сошлись: несмотря на национальную и культурную индивидуальность лент в них прослеживается одна канва. Ее можно обозначить как последствия ковида.
– Это история нашей всеобщей изоляции, истончившихся чувств, уюта и семейных бед. Вместе с программой «Духа огня» мы смогли исследовать человеческую чувственность в эпоху самоизоляции – когда дом, самое родное и приятное место, внезапно становится тюрьмой или территорией конфликта, откуда бегут в прямом смысле как подростки из «Межсезонья» Александра Ханта, ребенок-полусирота Жожо из одноименной французской драмы, уходят в себя, разрушают семьи. В любимых и хорошо знакомых домочадцах можно разглядеть внутренних демонов, да и в себе приходится копаться, выискивая ранее неосознанные черты. Но что радует – преодолев болезненный период, мы снова тянемся к нормальной жизни и делаем наш совместный портрет. Когда это делают дебютанты, получается искренне и взаправду, – поделился впечатлениями с журналистом «МВ» гость фестиваля обозреватель портала «Кино-Театр.Ру» Максим Гревцев.
Мир вам
Из этой символически ковидной серии и фильмы-победители XIX фестиваля: «Камешки» – воспоминания о родине и детстве индийского режиссера П.С. Винотраджа («Золотая тайга»), тюремная драма из Кот-д’Ивуара «Ночь королей» Филиппа Лакота («Бронзовая тайга») и завоевавшая приз зрительских симпатий лента «Солнце будет завтра» режиссера Роберта Дэфа, ребенком увидевшего лицо войны во время конфликта в Нагорном Карабахе.
Нельзя бесконечно проживать драму, рассматривать ее под всеми углами зрения. Потому программа XX фестиваля принесла облегчение. Зрители с удовольствием выдохнули на короткометражном «Дневнике» Маргариты Карлинской, легкой и вдохновляющей комедии о надежде на благоприятные исходы даже самых паршивых ситуаций. Оценили комедийность и неожиданную детективную сюжетную линию производственного фильма «Наводка» Вячеслава Федорова, рассказывающего о буднях лифтера Игоря Николаевича. И вместе с жюри отдали должное «Сказке для старых» – режиссерскому дебюту артиста Федора Лаврова и сценариста и театрального режиссера Романа Михайлова, завоевавшему главный приз конкурсной программы.
Перед показом картины Михайлов поприветствовал зал: «Мир вам».
– Меня когда-то впечатлил фрагмент из книги Фуко «История безумия в классическую эпоху», – попытался он объяснить корни сюжетного замысла. – Там описывались старые психиатрические больницы арабского мира, и как одна из терапий – рассказывание волшебных историй, сказок. Можете себе представить, что в палату приходят по вечерам такие медсестры – Шахерезады – и рассказывают сказки. Что-то в этом есть. Сейчас наша реальность похожа на гигантскую психиатрическую больницу, мы к вам пришли как медсестры, только не в белых халатах, а в черных, и расскажем вам сказку. Кто-то, возможно, ждет от нас криминальной драмы, но это далеко не криминальная драма, а скорее эзотерический трактат или просто волшебная сказка. Зачем? Это терапия. Надеюсь, зрители увидят в нашем фильме свет.
«Сказка для старых» вернула зрителя в лихие 1990-е, время криминальных авторитетов и «братков». Правда, поскольку снимать на полном серьезе в 2021 году фильмы про бандитов а-ля «Бумер» невозможно, сценарист нашел интересный ход: рассказал о них былину. Начинается она с того, что однажды утром криминальный авторитет по прозвищу Батя созывает троих своих «сыновей», Старшего (Кирилл Полухин), Среднего (Федор Лавров) и Младшего (Роман Михайлов) на сходку. Года три назад хранитель общака Муля (Евгений Ткачук) сбежал с деньгами, его поймали, казнили и похоронили. Но, говорят, будто бы живого Мулю недавно видели одновременно в трех городах: Питере, Новосибирске и Ростове. Батя отправляет троицу на разведку. Для каждого из них это путешествие окажется непростым.
Картина вышла вроде и суровой бандитской «телегой», но все равно сказкой: с длинными дорогами, магическими встречами и финальным примирением за чашечкой чая. Действительно подходящая былина для терапии. Во всех смыслах.
Время многое меняет
– За двадцать лет истории фестиваль «Дух огня» успел полюбиться зрителям, стал заметным событием отечественного и зарубежного кинематографа. Заслужил репутацию настоящей творческой лаборатории, где рождаются свежие идеи и устанавливаются продуктивные контакты, – сказала в видеообращении к участникам церемонии закрытия фестиваля министр культуры РФ Ольга Любимова.
Правда, сами жители региона по-прежнему, скорее, слушатели и читатели событий фестиваля. Удивительно, но пандемия, отразившаяся на сюжетах и интонациях картин, пронесла мимо внимания организаторов один из своих уроков: даже оставаясь дома, мы можем быть вместе, разделенные расстоянием – быть рядом. Из всей недельной повестки «Духа огня» югорчан пригласили присоединиться к нескольким мероприятиям. На странице МКДФ в «ВК» сохранился прямой эфир литературного концерта победителей Всероссийского онлайн-конкурса «Читалкин» с ведущим Дмитрием Дюжевым, по ссылке в Zoom можно найти запись мастер-класса «Креативное продвижение культурных проектов и событий или «Мы на выдумки хитры»» от Алены Август, эксперта по коммуникациям компании «ЯРКО», входящей в холдинг «Газпром-Медиа». И на площадке КТЦ «Югра-Классик» 26 февраля прошла онлайн-трансляция моноспектакля Дмитрия Дюжева «Евгений Онегин». К сожалению, она велась без записи, потому те, кто пропустил это событие, могут сегодня только пролистать фотографии да почитать комментарии восторженных зрителей.
– Да, моноспектакль был просто огонь! У меня нет слов, одно восхищение! Эмоции зашкаливают! Дмитрий Дюжев, оркестр – как один слаженный организм! Насколько точно переданы все эмоции, чувства… как будто ты сам находишься там, рядом с Татьяной, Онегиным. Огромное спасибо «Югре-Классик» за возможность видеть на нашей сцене таких актеров и переживать вместе с ними, – выразила мнение публики югорчанка Наталья Солдатченкова.
Впрочем, время действительно многое меняет. Хорошо сказала по этому поводу на церемонии закрытия «Духа огня»
вице-президент фестиваля Мария Зверева:
– Я хочу поблагодарить наших гостей и участников, членов жюри, зрителей за то, что мы были вместе. Культура – жива, культура – это опора. И все вместе мы преодолеем любые трудные времена. Двадцатилетний цикл закончился, но впереди новый. Мы будем стараться сохранить мир гуманным, таким, каким он нам кажется правильным. Будем вместе и будем двигаться дальше!
Опубликованных комментариев пока нет.