Владимир Егорович работает корреспондентом окружной газеты «Ханты ясанг», член Союза журналистов России, член Союза писателей России, лауреат премии губернатора Югры в области литературы, обладатель почетного звания «Лауреат премии Ханты-Мансийского автономного округа «За развитие культуры малочисленных народов Севера».
Сегодня мы представляем на суд читателя его предание «Как нельма стала сватьей налима». Предваряя чтение, отметим, что коренные северяне рассказывают в своем фольклоре очень просто о сложных вещах. В этом предании до читателя (слушателя) доносится мудрость о том, что нельзя жестко планировать нашу жизнь: в ней всегда найдется место случайности, которая изменит всю ситуацию коренным образом. А также говорится о том, что людям всегда можно найти общий язык. И будет всем счастье!
Как нельма стала сватьей налима (хантыйское предание)
С давних пор обские ханты считают налима местным подводным жителем и домовитым хозяином. Кроме того, он – заботливый отец, вырастивший и воспитавший двух дочерей-красавиц. Но, с другой стороны, налим угрюмый и очень хитрый, поэтому среди других рыб его никогда не увидишь и не услышишь. И никто из речных обитателей не смог бы найти с ним общего языка, если бы этому не помог один случай.
Как-то в весеннюю пору, лишь только реки очистились ото льда, многочисленные рыбные стаи возвратились домой со стороны студеного моря. Вместе с ними на Малую Обь вернулись два брата: старший из них – осетр, а младший – стерлядь.
В один погожий солнечный денек, прогуливаясь по родным водным просторам, они случайно повстречали дочерей налима. Обе сестры так приглянулись им, что братья, нисколько не раздумывая, решили пожениться на них.
Для этого осетр и стерлядь выбрали своей сватьей нельму, имеющую большую пасть и длинную узкую морду (1). «Эта кого хочешь уговорит», – подумали они про себя, и все втроем отправились свататься.
Долго ли, коротко ли оба жениха и их сватья-нельма добирались до жилья налима, наконец-то подошли к его дому.
Сам хозяин в это время сидел на крыльце и, стараясь изо всех сил, при помощи своей огромной пасти и сильного хвоста ловко плел из ивовых прутьев гимгу (2) для ловли мальков. Не обращая никакого внимания на прибывших гостей, он спокойно продолжал свою работу.
Тогда нельма подплыла ближе и завела с ним разговор:
– Здорово, сват-налим, никак снова на рыбалку собираешься?
– Ты же, нельма, прекрасно видишь, что я мастерю новую гимгу, – не поднимая своей головы, отвечал он, – а тебе бы только бездельничать, другим рыбам мешать по хозяйству управляться да всякую болтовню разводить!
– Обижаешь, сват-налим, я как раз пришла к тебе по очень важному и серьезному делу.
– Ну, тогда говори, что это вдруг ни с того ни с сего тебя ко мне привело? И запомни, что ты мне никакая не сватья!
– Ты, сват, голову-то подними да посмотри, – попросила налима упрямая нельма, – каких богатырей в блестящих доспехах я тебе привела. Скажи мне, – с гордостью промолвила она, указывая своим правым передним плавником на осетра и стерлядь, – чем они не женихи для твоих дочерей-красавиц и тебе опора на старости лет!
– Я отвечу так, – немного подумав, проговорил налим, – если они понравятся невестам, то, пожалуй, соглашусь с их решением.
С этими словами он вывел своих дочерей из дому.
По душе обеим сестрам пришлись женихи, и они дали согласие выйти за них замуж.
Старшая дочь стала женой осетра, а младшая – стерляди. И стали они рядом со своим старым отцом и тестем жить-поживать и горя не знать.
Уж как не хотелось налиму стать сватом нельмы, а все же пришлось. Да он и не жалеет об этом случае, живет себе припеваючи и в ус не дует.
С тех самых пор и по настоящее время ханты, проживающие как на Малой, так и на Большой Оби, стали называть нельму длинномордой-узкомордой сватьей налима.
Примечания
1 По мифическим народным представлениям, в старину нельма имела обычную рыбью голову средних размеров, но так как эта рыба всегда выступала в роли свата между другими рыбами, то сам Верховный Бог Туром наградил ее большой пастью и длинной узкой мордой, чтобы ей было легче уговаривать строптивых невест выходить замуж и создавать рыбные семейства.
2 Гимга – ставное орудие рыбной ловли, плетенное из прутьев.
Опубликованных комментариев пока нет.