Качество жилищных услуг зависит от управляющих компаний, которые мы, собственники, выбираем на общих собраниях. Что мешает успешно работать современным домоуправителям?
Не секрет, что не всегда управляющие компании оправдывают наши ожидания, но и мы сами зачастую не торопимся вовремя внести плату. Нехватка средств на выполнение плановых работ по управлению многоквартирным домом отрицательно сказывается на качестве предоставляемых услуг.
Как сегодня складывается ситуация в отрасли? Что необходимо изменить, чтобы уменьшить количество жалоб от собственников? Как органы власти способствуют решению проблем ЖКХ? Эти и другие актуальные вопросы недавно рассматривались на совещании членов саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры» (СРО «НП «УК ЖКК Югры»). С исполнительным директором СРО Александром Тарасенко беседует наш корреспондент.
– Александр Викторович, сколько управляющих организаций входит в состав СРО и как вы взаимодействуете с ними?
– Всего в составе СРО 87 компаний, в прошлом году приняли девять управляющих организаций, исключили четыре в связи с прекращением деятельности и отзывом лицензии. У нас работает наблюдательный совет, состоялось восемь заседаний. Перед совещанием мы подготовили и направили в управляющие организации полную информацию о деятельности исполнительной дирекции за 2017 год.
Анализ деятельности компаний в муниципалитетах округа показывает, что сегодня самым актуальным остается вопрос качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Он в поле зрения получателей этих услуг – собственников, а также контрольно-надзорных органов, прокуратуры, общественности, органов власти. Для улучшения ситуации со стороны органов власти было принято немало нормативно-правовых актов, но, к сожалению, все это пока не дает ожидаемого эффекта.
– В чем причина – в нерадивости работников управляющих компаний?
– Это было бы слишком просто. Проблема гораздо глубже. Решение многих отраслевых вопросов по большей части зависит от федеральной власти, от принимаемых «наверху» законодательных и ведомственных документов. Мы, практики, видим, что зачастую они составлены неграмотно с профессиональной точки зрения, не стыкуются между собой, а бывает, и противоречат друг другу, вносят еще большую сумятицу в работу. Посылаемые вслед разъяснения Минстроя РФ носят рекомендательный характер и фактически ничего не значат.
– В таком случае какие, на наш взгляд, вопросы надо решать в первую очередь на уровне Федерации, округа и какова должна быть роль СРО, чтобы ускорить этот процесс?
– Для решения наболевших вопросов мы неоднократно встречались с представителями органов исполнительной власти округа, муниципальных образований, депутатами окружной думы, Общероссийским народным фронтом Югры, Общественной палатой Югры и Российской Федерации. Только в этом году мы дважды собирались у заместителя губернатора Дмитрия Шаповала, пять раз проводились сеансы видео-конференц-связи (ВКС) с департаментом ЖКК и энергетики, организуем выезды на места с представителями Югорского фонда капремонта и регионального оператора по твердым коммунальным отходам (ТКО). Работаем в контакте с окружной прокуратурой, Управлением ФАС по Югре, участвуем в работе различных рабочих групп и комиссий. Также активно пользуемся площадкой общественных советов при департаменте ЖКК и Жилстройнадзоре – совместно провели шесть заседаний.
Кроме того, в нынешнем году по договоренности с представителем Общественной палаты России Игорем Шпектром, помощником которого я являюсь, в мае на территории округа работала комиссия Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам. Был проведен сеанс видео-конференц-связи с участниками сферы ЖКХ. Мы услышали слова поддержки, и это вселяет определенные надежды. Также состоялась встреча и ВКС со Светланой Разворотневой, руководителем «ЖКХ Контроля России», она готова принять участие в решении ряда вопросов. В течение года у нас были встречи с губернатором округа Натальей Комаровой – на заседании правительства, совете глав, во время проведения иных мероприятий, где рассматривались вопросы ЖКХ. Немало наших писем направлено в различные органы.
Скажу честно: не все встречи и ответы на наши письма, предложения дали положительный результат. К сожалению, в сфере ЖКХ сегодня зачастую преобладает политика, а не экономика. И все же есть движение вперед, хотя и не такими темпами, как хотелось бы. Надеемся, что с приходом нового руководителя Министерства ЖКХ РФ Владимира Якушева и возможной заменой некоторых одиозных фигур в министерстве ситуация изменится к лучшему.
– Чтобы отрасль работала успешно, необходимо иметь гарантии финансовой стабильности, а их могут дать только потребители жилищных и коммунальных услуг. Насколько дисциплинированны в плане платежей жители округа?
– К сожалению, похвалиться нечем. Задолженность за услуги ЖКХ растет: на 1 июня она составила 12 миллиардов 328 миллионов рублей, в том числе от населения – 6 миллиардов 219,9 миллиона. При этом уровень собираемости снизился до 96,4 %, хотя на 1 января 2018 года составлял 98,8 %. Безусловно, все это влияет на выполнение необходимого объема работ и услуг при содержании многоквартирных домов.
Для изменения ситуации надо принимать более жесткие меры к неплательщикам, ведь зачастую они не платят не потому, что нет денег, а просто из нежелания обременять себя дополнительными хлопотами. Для тех, кто действительно испытывает финансовые затруднения, в округе разработаны меры социальной поддержки в виде субсидий. Не могу не затронуть больную для нас тему договоров соцнайма муниципального жилья. На сегодня просроченные долги у некоторых управляющих организаций, именно по этой категории жильцов, составляют до 70 %. Муниципалитет как собственник квартир в соответствии с Жилищным кодексом РФ не несет финансовой и административной ответственности за нанимателей муниципальных квартир, хотя в соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ именно собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.
Сформирован ряд предложений, которые поддержаны комиссией по ЖКХ Общественной палаты РФ, а также заместителем губернатора Дмитрием Шаповалом, департаментом ЖКК и энергетики Югры. Мы готовим эти предложения в рамках законодательной инициативы.
Также один из главных вопросов – тарифы на содержание многоквартирных домов. Мы давно предлагаем утверждать субъектом РФ минимальные базовые экономически обоснованные тарифы на содержание жилья по аналогии с принятием Региональной службой по тарифам (РСТ) тарифов на коммунальные услуги. Это даст прозрачность и законную основу для установления тарифов управляющей организацией. С апреля сфера ЖКХ начала переход на прямые договоры. Но этот закон еще очень сырой, он не решает полностью проблемы взаимоотношений между собственниками, управляющими и ресурсоснабжающими организациями, поэтому необходимо вносить поправки.
Совместно с правительством Югры нами подготовлены предложения по проблемным вопросам в комиссию Общественной палаты РФ по ЖКХ. Нас готовы поддержать по ряду вопросов комиссия по вопросам ЖКХ Общественной палаты Югры, окружные депутаты, департамент ЖКК и энергетики Югры, Жилстройнадзор Югры, а также прокуратура округа.
Как видите, в сфере ЖКХ немало глобальных, решаемых на федеральном и региональном уровнях проблем. Но есть и такие, которые вполне решаемы на уровне управляющих компаний, на это мы и нацеливаем членов СРО. Нам надо вместе идти вперед. Как говорят, дорогу осилит идущий.
Опубликованных комментариев пока нет.