Одна коробка. Одна актриса. Один рассказ. В Ханты-Мансийске показали моноспектакль «Наташина мечта». Это документальная история о детдомовской девочке, оказавшейся в колонии из-за того, что просто хотела любви.
Терапевтичная история
Эта пьеса российского драматурга Ярославы Пулинович известна во всем мире, ее ставили даже на Бродвее. Режиссером постановки в Ханты-Мансийске выступила Анна-Ксения Вишневская, а главную роль исполнила Татьяна Ахмадыршина. Моноспектакль «Наташина мечта» собралось посмотреть три полных зала зрителей. Из года в год эта история не теряет своей актуальности.
В самом начале перед зрителем на табурете предстает детдомовская девочка Наташа Банина. Под бьющим в глаза светом она начинает свою исповедь с резких, порывистых интонаций: «Че вы на меня так смотрите? Че, рассказать, как было?» В каждом ее слове – вызов, стремление доказать свою правоту. На первый взгляд, она бойкая девчонка, умеющая постоять за себя. Но по ходу истории зритель замечает, насколько она хрупкая и беззащитная перед окружающим ее равнодушием. Ей больно от несправедливости, от того, что мечты одних сбываются по щелчку пальцев, а для других они становятся лишь иллюзией.
Мы встречаем Наташу, уже помещенную в детскую колонию. Она начинает свой монолог сначала – о матери, детдоме, дружбе и Валере, из-за чувств к которому, собственно, и совершила преступление. По сути, перед нами ребенок, который преступил закон из-за сильной любви. И как ее судить? Это вопрос, который стоит перед зрителем. А не виноваты ли мы сами в том, что с ней случилось? У таких детей совсем другая логика мышления. Одно дело, когда ты на расстоянии переживаешь за такого ребенка, и совсем другое – когда погружаешься в его личное пространство во время спектакля.
– Вся наша жизнь пронизана психологией. Сейчас модно употреблять слово «терапевтично» – это была терапевтичная книга, терапевтичный фильм. Спектакли тоже бывают такими! Наташа – простая детдомовская девчонка. Как и все, она влюбляется и мечтает. Только вот как выражать чувства и куда приводят эти самые мечты, она вовсе не понимает. Вместо желанной любви «с фатой и шоколадными конфетами» ей приходится столкнуться с жестокой взрослой реальностью. Именно поэтому основным местом действия спектакля становится подростковая колония, «в стенах» которой мы наблюдаем Наташино осмысление жизни, ее личную драму, – рассказала психолог Катерина Керен. – Если говорить о спектакле, то в данном случае имеет место психология травмы и теории привязанности. Трагедия Наташи начинается задолго до детского дома и тюрьмы. Она начинается с ее родной матери.
Действие спектакля происходит в нескольких локациях: в колонии, детском доме, зале суда и подъезде
Как ее судить?
Пьеса не оставляет равнодушными ни взрослых, ни подростков. Она поднимает актуальные вопросы общества, связанные с социализацией детдомовцев. Отзывы и настроения зрителей, оставленные после просмотра спектакля, очень разнятся между собой. Одним становится жутко, других монолог доводит до слез, у третьих он вызывает жалость. Взрослая актриса Татьяна Ахмадыршина потрясающе вживается в роль подростка.
– Это спектакль, который пробирает до глубины души. С невероятным видением, мировоззрением и широтой мысли режиссер Анна-Ксения Вишневская подметила каждую деталь, походку, мимику, тембр голоса, даже вздох героини – все эти детали погружают нас в историю жизни Наташи. Татьяна Ахмадыршина, проживающая роль, завораживает так, что в какой-то момент ты забываешь, что это спектакль, ведь история настолько напоминает жизнь! – отметила режиссер театральных студий для детей и взрослых, тренер ораторского мастерства Вероника Попова.
Большим достоинством спектакля стало оригинальное постановочное решение. Коробка, служащая сразу несколькими локациями для Наташи, – это и детдом, и колония, и зал суда, и подъезд. Особенно приятно было видеть правду в деталях: старинные утюг, швейную машинку, телевизор и радио. Постановочная группа собирала реквизит с миру по нитки: одно купили на «Авито», второе нашли у родственников, а спецовку, например, им подарили в колонии.
Кстати
В 2016 году спектакль «Наташина мечта» был представлен на международном театральном фестивале моноспектаклей SOLO, организованном Союзом театральных деятелей РФ. Пройдя жесткий отбор (из 200 было выбрано всего 15), он получил диплом победителя.
Постановка произвела сильное впечатление на столичную публику и театральных критиков, а эмоциональная и убедительная игра Татьяны Ахмадыршиной заслужила много отзывов профессионалов. Также в мае 2016 года спектакль получил диплом окружного театрального фестиваля «Белое пространство» в Ханты-Мансийске за лучшую женскую роль в номинации «За актерскую убедительность».
Вероника Попова педагог актерского мастерства
- В моноспектакле «Наташина мечта» много мыслей, много внутренних переживаний, сочувствия. Жизнь, о которой мы не думаем и не знаем. Наташа, девочка из детского дома, – бунтарка, «зажигалка», как и все подростки в ее возрасте. Наташа жила своей мечтой, которая завела ее в тяжелую, взрослую жизнь.
Татьяна Ахмадыршина актриса
- Для подготовки к спектаклю я смотрела документальные фильмы о детдомовских девчонках, и мы ездили в подростковую колонию понаблюдать. Это было страшно. Я после этой «экскурсии» отказалась играть. Но мой режиссер – очень тонкий хороший психолог, и она меня смогла убедить продолжить работу. Сейчас это мой самый любимый спектакль. Он показывает, насколько остро не хватает любви этим детям.
Опубликованных комментариев пока нет.