Представили лучшие наработки
Как сохранить народное искусство и каким образом культурные коды могут быть прочитаны в современных направлениях молодых художников и дизайнеров – обсудили участники IV Международного конгресса «Традиционная художественная культура: фундаментальные исследования народного искусства». В мероприятии приняли участие ученые, искусствоведы, этнографы, художники и ремесленники России и зарубежья.
– Всего было подано около 180 заявок. География участников очень широкая: Минск (Белоруссия), Карелия, Магадан, Хабаровский край, Архангельск, Владивосток, Москва и Московская область, Санкт-Петербург. Удаленно с нами работали Крым, Туркменистан, Казахстан, Армения, Китай, – сообщила член Союза дизайнеров РФ, член Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, президент Ассоциации народного искусства и дизайна Ольга Бубновене.
По ее словам, главная идея конгресса – обмен опытом, так как специалисты и ученые, которые приезжают на такие мероприятия с других территорий, делятся самыми важными и лучшими наработками.
Участница из Белоруссии, доктор искусствоведения, профессор кафедры этнологии и фольклора Минского государственного университета культуры и искусства Ольга Лобачевская уже третий раз на конгрессе.
– Многих участников и организаторов хорошо знаю. Всегда очень интересно послушать коллег из российских регионов. Я, в свою очередь, рассказываю о том, что делается у нас, в Белоруссии, для сохранения народного искусства, как оно развивается, становится актуальным и важным для общества. В этом году я представила доклад про искусство белорусского вырезания из бумаги «вытинанка», – отметила она.
Елена Коробейникова из Тюмени работает в детской школе искусств. Она рассказала о ремеслах в детском дизайне, о том, как в школе искусств у детей 12–16 лет формируется проектное мышление.
– Хочется особо отметить, что внутри заявленной темы конгресса чаще и чаще звучали параллели взаимосвязи традиций, туризма и дизайна, – подчеркнула она.
Участница конгресса из Сургута подготовила доклад по понёвам (шерстяные юбки, которые носили на юге России в X–XIII веках).
– Мы стараемся максимально приблизиться именно к тем материалам, из которых изготавливались изделия. То есть мы так же обрабатываем крапиву, из нее ткем нити и потом уже из этих нитей ткем настоящие полотна, – сказала она журналистам.
Творить нужно осмысленно
Ольга Бубновене отметила, что Югре есть чем поделиться с коллегами:
– На территории автономного округа сохранена живая культура. В нашем Центре художественных промыслов и ремесел ведется очень большая научно-исследовательская работа, благодаря которой мы сегодня можем представить практически все направления народного искусства.
Мастера центра не просто занимаются ремеслами, они погружаются в историю, ведут научные исследования и публикуют их результаты.
Каждая деталь, орнамент, металлическая нашивка на одежде, созданная ими, – точная копия оригинала. Стоит отметить, что этноколлекции из Югры уже не раз покоряли ценителей моды и искусства со всей страны. Летом две из них показали в Казани на II Этно-fashion фестивале «Стиль жизни – культурный код».
Директор Центра народных художественных промыслов и ремесел Ольга Бубновене представила восстановленные праздничные наряды остяков и вогулов XIX и начала XX века «Голос неба». А президент Некоммерческого фонда поддержки и развития народных художественных промыслов и ремесел Ксения Илауски – новую молодежную линейку, созданную по мотивам древней вышивки Югры «сури». Это современная одежда и аксессуары с характерными орнаментами – новое прочтение образов легендарной птицы и древа жизни, отраженных в древней вышивке Югры.
На круглом столе по креативным индустриям в дизайне, декоративно-прикладном и народном искусстве, который прошел в рамках конгресса, Ксения Илауски отметила:
– В 2019 году заговорили о том, что было бы хорошо в брендирование территории включать элементы, коды народных художественных промыслов. Для себя мы определили, что в нашем регионе все будет основано на изучении канонов народного искусства, поскольку все, что связано с этникой, невозможно создавать, не изучив основы: будь то семантика орнамента, традиционный крой костюма.
Ксения Илауски привела в пример талантливых ребят из Югры, которые создали бренд «Морошка-дизайн». Они перепрочитывают в графическом дизайне урало-сибирские росписи и вышивку обских угров. На этой основе выпускают продукцию, в основном полиграфию – блокноты, ежедневники, открытки, закладки, также есть футболки и кошельки.
При этом молодые люди сами участвуют в исследованиях и экспедициях и не оторваны от традиционного искусства. Их работы не стилизуются бездумно: не нарушаются орнаменты, ритмы узоров.
Наглядным доказательством того, что в нашем регионе народное творчество гармонично живет в современном дизайне, стала выставка молодых талантов «Ремесло. Югра. Дизайн». На ней представили работы сорока югорских художников, дизайнеров и скульпторов (студентов и профессионалов), работающих в разных техниках. Сумки, панно с урало-сибирской росписью, украшения из бронзы, одежда с северным орнаментом. Все в современной интерпретации, но с сохранением кода художественных традиций автономного округа.
На дискуссионных площадках конгресса участники обсудили вопросы этнокультурного образования, создания условий для креативной индустрии в народном искусстве, методы реставрации украшений древних народов и воссоздания предметов быта. Одной из важных стала тема создания атласа с информацией о народном искусстве каждого региона России.
– Есть идея создать карту промыслов и обозначить, где в России развивается текстиль, где – роспись, где – керамика. Теоретическая часть, история промыслов, и эта карта по задумке должны объединиться в единый большой проект – атлас, – рассказала Ольга Бубновене.
Доктор искусствоведения, профессор, академик Национальной академии дизайна Владимир Кошаев подчеркнул, что более подходящее место, чем Югра, для проведения конгресса придумать сложно.
– Здесь аутентичная среда для обсуждения того, чем мы владеем. Плюс креативная среда, к которой стремится молодежь. Большой интерес к конгрессу стали проявлять эксперты в области науки и образования, – отметил он. – И это отрадно, ведь сегодня важно научить мастеров, художников быть не просто исполнителями. Они должны понимать свое предназначение и нести знания о традициях, которые воссоздают или перепрочитывают.
Анна Ермаченкова представитель Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
- Безусловно, конгресс играет важную роль, и все темы, запланированные для обсуждения на тематических сессиях, весьма актуальны и полностью созвучны основным приоритетам ЮНЕСКО. И важно, что он проводится в Год культурного наследия в России.
Виктория Семенова директор департамента пространственного развития и архитектуры Югры
- Автономный округ очень много внимания уделяет традиционной культуре. Важно, чтобы в наших городах было как можно больше объектов фундаментального искусства, арт-объектов, чтобы мы могли не просто говорить о нашей идентичности, но жили бы в ней. Что может быть более важным в процессе глобализации, чем сохранение своего смыслового начала?
Опубликованных комментариев пока нет.