Последние новости

20:12

381 кубометр мусора собрали хантымансийцы во время городского субботника

19:50

Стартовала подача документов на соискания премии имени Ювана Шесталова

19:48

Супруги Роговенко из Югорска награждены медалью ордена «Родительская слава»

27 апреля

«Бессмертный полк» в Югре пройдет онлайн

19:40

Полпред президента предостерег водителей от поездок по федеральной трассе из-за риска ее затопл...

19:18

Промышленные компании Узбекистана заинтересовались товарами из Югры

19:04

«Она пренебрегла всем! Мало быть певицей, еще надо быть человеком»: Пригожин жестко приложил уе...

25 апреля

В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры

18:55

Поколение победителей: Елизавета Павловна Кудряшова, Югорск

18:54

В Югре заведующая и завхоз детского сада похитили из бюджета почти 6 миллионов рублей

17:56

В Нефтеюганске прошел митинг, посвященный 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

25 апреля

Общая строительная готовность моста через Обь в Сургуте приближается к 40 %

17:47

Югра стала лидером среди регионов страны по количеству переселенных из «авариек» людей

17:43

В Москве на выставке «Россия» обновили югорский стенд в летнем стиле

17:43

В Ханты-Мансийске завершается строительство новой школы в микрорайоне Иртыш-2

24 апреля

В Ханты-Мансийске назвали «Золотые имена многонациональной Югры»

Читать все новости

Столетиями вместе

Говорят, если вы с детства дружили с представителями разных национальностей – вы счастливый человек! Вы узнаете много нового об их вере, традициях, быте и от этого будете лучше понимать культуру своего народа. В Югре издавна жили вместе татары и русские. И вместе они приспособились к жесткому климату Севера, к здешним условиям, вместе переживали горе и радости. Об этих уроках мира и согласия – новый очерк писателя из Березово Леонида Бабанина.

Фото: Александр ОНОПА


Их величество тобольские татары
По соседству с тобольскими татарами я жил с детства. Улица моя, Производственная, – крайняя в поселке Березово, прямо за ней – тайга, простирающаяся до хребтов Полярного Урала. Жили мы в небольшом домишке на две половинки, в одной – наша семья, а через стенку – татарская семья Усмановых. Мы постоянно общались с ними. Отец мой – профессиональный обский рыбак, а дядя Костя Усманов – рыбоприемщик на деревянном плавсредстве «плашкоут». Туда мы и сдавали добытую в реке рыбу. На этом плавсредстве мы, мальчонки, подручные нашего отца, находили бескомариный оазис, чтобы во время сдачи рыбы посидеть в каюте за кружкой чая.
Усмановы хранили свои национальные традиции и обычаи; говорили, шутили, ругались на своем родном языке. Мы знали многие их слова и использовали их в обиходе. Дружил отец и с другим соседом-татарином, Сёмкой Аминовым, вместе они делали вылазки в тайгу, за зверем, и на Обь – за нельмой и осетром. Называли себя гордо: «Мы – короли тоготской Оби!»
Часто у нас бывали общие застолья. Угощения были обильные, на любой вкус, в основном из даров богатой по тем временам природы. Это и осетрина, и муксун, и лесная птица… Всё выкладывали на большие блюда горками. Выпивали, смеялись, пели. Отец мой был баянист, умел аккомпанировать. Пели и татарские песни, и русские. В перерывах между ними могли и подраться. Отец был одним из таких драчунов. Дрались неистово, жестко, до крови, но беззлобно, чисто по-мужицки. Врагами не становились. Утрутся, успокоят их женщины – и снова, с синяками, разбитыми лицами, продолжают застолье до утра. В доме не дрались: если зима, то на улице, в снегу, если лето – на травке. Почему дрались? – сегодня спрашиваю я себя. Наверное, ответ прост: здоровья было много, раз десять за время застолья на руках силой перемеряются. Ну, и люди они были того поколения, чьи соки сызмальства война и послевоенные годы выжимали. А нет войны – и расслабились, а силушка-то неизрасходованная в жилах играла, вот в драках они ее и выплескивали. Но жен своих не били, это факт.
Зимой выходили на улицу и Усмановы, и Аминовы, и Енобаевы. Женщины одеты ярко, во все национальное. Из-под черных, блестевших на северном солнце бархатных тужурочек, струились длинные многослойные цветастые юбки. На головах – кокошники с красиво завязанными бантами в виде роз. Мужики в зеленых, высоких, обшитых орнаментами тюбетейках.
В заснеженный огород выпускался конь, вокруг которого и начиналось национальное татарское действо. Коня ловили арканом, грудились вокруг него. Дядя Костя Усманов брал в руки тетрадку и начинал читать мусульманские суры. Вокруг тишина, и мы, мальчишки, в дозоре залегали в сугробах неподалеку, как бы в безопасности, и наблюдали за этим ритуалом.
Мусульманская молитва заканчивалась – и начиналось самое главное. Участники действа спутывали коню ноги веревкой, валили его на снег и… ножом выпускали из него дух. Порой конь отчаянно ржал. Жалко его было нам, мальчуганам, но такой вот обычай. Не подходили мы туда и во время обдирки, и после, до тех пор пока не поспевали первые блюда из конины. Варили мясо в эмалированных баках. Казанов у них не было: видать, промышленность СССР не выпускала казаны в нужных количествах, вот баки и шли в ход. Сути это не меняло.
Татарские бабушки находили нам место, в большие пузатые бокалы наливали густой бульон с домашней лапшой, рядом ставили блюда с дымящимся мясным курганом – и кулинарный праздник вливался и в наши мальчишеские души. Ели молча, порой с закрытыми от удовольствия глазами, а когда наедались, сытые, круглые, как колобки, хватали шапки, шубки и кое-
как выползали на улицу. Места наши занимала следующая партия таких же мальчуганов или девчонок.
После застолья без устали работали только бабушки, конина перерабатывалась в основном ими. В сенях начинали вывешиваться толстые колбасы с жировыми прожилинами, стопками замораживался внутренний конский жир и алого цвета мясо, замораживалось разными кулинарными полуфабрикатами. И после первого забойного дня у татарского сообщества начинался второй день, я его помню и сегодня.
После школы, как бы невзначай, мы снова оказывались во дворе Усмановых. А там… Там в больших эмалированных тазах с горкой, маня к себе, освещая северные морозные дали своим ярким оранжевым цветом, лежала разнообразная стряпня: пончики, беляши, кастрюли клюквенного и брусничного морса. Увидев новеньких, красивые бабушки с сильным татарским акцентом звали нас:

– Иди, ешь!
Особо-то и звать не нужно было, с улыбкой вспоминаю я сегодня. Сочные, вкусные, вприпивочку с ягодными морсами, беляши и пончики вливались в наши детские организмы. Казалось, ел бы и ел еще, но некуда. Брать с собой не принято было, зато у них за столом ешь сколько хочешь.
Все вместе играли в самую популярную тогда игру – «войнушку», а поскольку пацаны Усмановы постарше были, то команды в игре выполнялись на татарском языке. Например, навел свой пистолет на притаившегося «немца», после крика «пах!» вместо «убил» мы кричали это слово по-татарски – «санаваде». И вот, заигравшись в «войнушку», помню, с деревянным револьвером преследуя Шакирку, засек я его тайник, куда он, как мне показалось, нырнул, – дощатый уличный туалет. На цыпочках, с поднятым пистолетом, резко открыл я дверь туалета и завопил:
– Санаваде!
Но… Вместо Шакирки в туалете заседала его громкоголосая бабушка.
– Я сейчас тебе дам – санаваде! – прокричала она мне, уже ничего не видевшему перед собой от страха, вылетающему во всю прыть на дорогу.
Как-то, помню, подрались мы, навалились на меня Шакирка, Мунир и Сережка. Побили меня до синяков. Ощущая под глазом большую «сливу», пробирался я в свой дом, стараясь проскользнуть мимо родителей, в слезах, в обиде на татар. А когда разобрал ситуацию, понял, что, кроме татар, бил меня еще и русский, и тогда простил всем. Не раз мы дрались с переменным успехом, победителей не было. Но дружно живем и сегодня.
Эх, время-времечко! Утекаешь стремительно, быстрее, чем вода в речке. Давно ли это было, а уже полвека прошло и даже больше. Плохо одно для меня: не вижу больше я вот таких татарских хлебосольных женщин, бабушек в их красивой национальной одежде, с доброй улыбкой. Деловых и строгих мужчин в зеленых тюбетейках, читающих мусульманские суры. Будучи мальчуганом, играя с ровесниками в доме Усмановых, я подержал в руках ту тетрадку с мусульманскими сурами и помню, что переписаны они были с официального Корана, вручную. В те времена в СССР не позволяли верующим иметь религиозную литературу. Хотя верить в своего Бога, молиться Ему это людям никак не мешало.
Но я и сегодня пою татарскую застольную песню, которая пелась в нашем доме моими русскими родителями вместе с соседями, тобольскими татарами. Наверное, это и есть те драгоценные детские воспоминания, которые несешь в душе всю жизнь.

Справка

татары.jpg

Сибирские татары: немного истории
На сайте Всемирного конгресса татар (tatar-congress.org) сообщается, что заселение татарами территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проходило в два этапа.
Первый этап. Рубеж и начало новой эры характеризуются формированием древнетюркского этноса в Сибири. Тюркские племена хунну обитали в Западной Сибири уже в II–III веках. В VI–IX веках западносибирскую лесостепь заселяют значительные массы тюрков, пришедшие из районов Алтая и Центрального Казахстана. В XIII веке в Прииртышье появляются кыпчаки, вытесненные из южных степей войсками Чингисхана. В этот период начинается активный уход угорского населения на север, часть которого остается и вливается в состав тюркского населения. Все это время не прерываются контакты местного сибирско-тюркского населения с этносами Средней Азии, поскольку границы владений среднеазиатских государственных объединений доходили до территории Прииртышья. Так к XV–XVI векам складывается этническое ядро сибирских татар.
В XIII веке территория проживания сибирских татар входила в состав Золотой Орды. В XIV веке возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (современная Тюмень), в конце XV – XVI веке – Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска).
Второй этап. В начале 1970 годов, после обнаружения больших запасов нефти и газа, начинается добыча «большой нефти» Западной Сибири. В основном для освоения недр Западной Сибири нефтяники прибывают из республик Татарстан, Башкортостан и Самарской области.
Представители татарской национальности и сейчас работают в разных отраслях народного хозяйства округа. Среди них есть ученые, заслуженные работники культуры и искусства, представители законодательных и исполнительных органов власти, военные, бизнесмены. Они вносят достойный вклад в социально-экономическое развитие округа.
По данным переписи населения 2010 года, в Югре проживают 128,8 тысячи татар, 7,61 % от общей численности населения региона.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

20:12

381 кубометр мусора собрали хантымансийцы во время городского субботника

19:50

Стартовала подача документов на соискания премии имени Ювана Шесталова

19:48

Супруги Роговенко из Югорска награждены медалью ордена «Родительская слава»

27 апреля

«Бессмертный полк» в Югре пройдет онлайн

19:40

Полпред президента предостерег водителей от поездок по федеральной трассе из-за риска ее затопл...

19:18

Промышленные компании Узбекистана заинтересовались товарами из Югры

19:04

«Она пренебрегла всем! Мало быть певицей, еще надо быть человеком»: Пригожин жестко приложил уе...

25 апреля

В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры

18:55

Поколение победителей: Елизавета Павловна Кудряшова, Югорск

18:54

В Югре заведующая и завхоз детского сада похитили из бюджета почти 6 миллионов рублей

17:56

В Нефтеюганске прошел митинг, посвященный 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

25 апреля

Общая строительная готовность моста через Обь в Сургуте приближается к 40 %

17:47

Югра стала лидером среди регионов страны по количеству переселенных из «авариек» людей

17:43

В Москве на выставке «Россия» обновили югорский стенд в летнем стиле

17:43

В Ханты-Мансийске завершается строительство новой школы в микрорайоне Иртыш-2

24 апреля

В Ханты-Мансийске назвали «Золотые имена многонациональной Югры»

Читать все новости