Выбран регион
×
Общество
0

Сургутский пилот Александр Васильев — о своей профессии и безопасности полетов

Александр Васильев живет в Сургуте с 2012 года. Сразу после окончания летного училища он стал стажером в авиакомпании Utair. И менее чем за пять лет получил должность командира воздушного судна.

Гены взяли свое

Как вы пришли в авиацию?

— Я пилот в третьем поколении. Оба моих дедушки и отец были пилотами. Сначала у меня не было какого-либо интереса к авиации. Я даже пошел учиться в железнодорожное училище в своем родном Улан-Удэ: не потому, что очень жаждал связать свою жизнь с этим делом, а потому, что это обучение гарантировало мне трудоустройство. После окончания училища я ушел в армию, а вернувшись, поступил в летное в городе Сасово Рязанской области. После получения свидетельства пилота устроился работать в Utair.

Повлияла ли семья на ваш выбор?

— Нет, отец никогда не подталкивал меня к этому, хотя все мужчины в нашей семье, можно сказать, «болели авиацией». Я рос в общежитии, где было очень много пилотов. Наверное, я сам того не замечая, впитал любовь к этой работе.

Достаточно ли обучения в училище, чтобы сесть за штурвал пассажирского самолета?

— Нет, выпускники училища — это совсем еще сырые пилоты. Первый год мы изучали только теорию, очень много теории. Лишь после первого года обучения мы садились в самолет, и ощущения были совершенно другими. Наше обучение проходило на самолете АН-2: очень хороший самолет, многие ошибки прощает. Выпускной экзамен мы проводили на самолете Л-410. В нашей авиакомпании он не используется, поэтому после трудоустройства мне предстоял долгий период переобучения на ATR-72.

Как проходит становление пилота после окончания училища?

— Я прошел непростой этап собеседований, чтобы заслужить право работать стажером в авиакомпании. Мне предстояло еще немало обучений и испытаний в этом качестве. Все мои полеты проходили в присутствии инструктора. Вторым пилотом я стал работать только через год после начала стажировки. У инструктора должна быть стопроцентная уверенность, что человек сможет выполнять свои обязанности. Если этой уверенности нет, то подготовка продолжится. Ни один командир летного подразделения не допустит к работе неготового летчика.

Правда ли, что в авиации не бывает троечников и хорошистов?

— Обучение для нас не прекращается никогда. Не бывает такого, что ты что-то освоил и можешь расслабиться. И оценки «три» здесь, конечно, быть не может.

Не каждый захочет быть командиром

Какой путь нужно пройти, чтобы стать командиром воздушного судна?

— Для того, чтобы стать командиром, необходимо иметь определенный налет часов. Есть минимальный рубеж, когда пилота могут рассматривать как кандидата на эту должность. И если ты достиг этого рубежа, и у тебя есть желание попробовать себя в качестве КВС, тогда нужно заявить об этом руководству. Решение, достоин этого кандидат или нет, принимает командир подразделения. Однако перед этим второму пилоту необходимо снова пройти тесты, испытания, собеседования. Только после их успешного прохождения соискатель может приступить к экзамену на командирском тренажере с инструктором. Дальше проходят полеты с инструктором. После этого нужно налетать определенное количество легов (от англ. leg — этап пути, так в авиации называют один перелет). Затем проходит полетный экзамен, где экзаменатор принимает решение, сможет ли пилот стать командиром.

Но ведь не каждый 30-летний пилот станет претендовать на должность КВС?

— Да, это так. Работа КВС — это колоссальная ответственность. Бывает, что человек к этому морально не готов, и если даже руководители предлагают ему попробовать свои силы, он откажется. У меня было большое желание стать командиром, я был уверен, что у меня получится.

Приходилось ли сталкиваться с удивлением окружающих в связи с вашим возрастом?

— Многие мои коллеги, работающие КВС, как раз примерно такого возраста. А среди пассажиров почему-то принято считать, что если командир седой дедушка, то все точно будет хорошо. Иногда пассажиры интересуются, сколько лет первому пилоту. Если слышат молодой возраст, настораживаются.

Влияют ли на ваше психологическое состояние авиакатастрофы, происходящие в мире и в России, в частности?

— Нет, абсолютно не влияют. Я понимаю, что вас интересует. Немало людей в наше время страдает аэрофобией. Могу сказать, что этот страх вызван незнанием авиации.

Выходит, что с чувством страха во время полета вы никогда не сталкиваетесь?

— Если что-то идет не так, может появиться дискомфорт, вызванный лишь тем, что мы должны действовать в условиях дефицита времени. Пилот должен быстро принимать верное решение. Для этого мы и учимся постоянно.

Не люблю рутину


Какое воздушное судно вы хотели бы освоить?

— В перспективе Boeing-737. Они есть в парке нашей авиакомпании. Это, возможно, станет следующим шагом для меня.

Сейчас вы выполняете региональные рейсы. Не возникает желания расширить географию своих полетов?

— Мне удобно работать именно так. Если бы я летал на дальние расстояния, то проводил бы вне дома гораздо больше времени, чем сейчас. Меня бы не было неделями, а то и месяцами.

Как к вашей работе относится семья?

— Спокойно. Есть японская поговорка: «Хороший муж всегда здоров, и его нет дома». Я постоянно скучаю по супруге. Мне сложно представить, если бы я работал, как большинство — по пятидневке, и мы бы все время находились вместе… Это же тяжело! (смеется) Мы не успеваем надоедать друг другу.

Сколько длится ваш годовой отпуск?

— Отпускных дней у нас достаточно. Если честно, точно не подсчитывал. В прошлом году, например, отпуск у меня был два раза в год по одному месяцу.

Любите ли вы летать в отпуск на самолете? Каково вам быть пассажиром?

— Скучновато долго лететь — полет в тот же Таиланд занимает около 9 часов. Можно успеть 4–5 фильмов посмотреть. Даже не знаю, чем еще там можно заняться. Скажу так: в кабине лучше.

Сколько бы вы хотели летать?

— Сколько позволит состояние ума и здоровья. Технологии авиации все время совершенствуются, и нужно за ними поспевать. Я не хочу держаться за работу, если почувствую, что не могу отдавать себя этому делу в полной мере. Все должно быть в пределах разумного.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии