Этот год в Югре принес много нового и интересного для особенных ребятишек. По инициативе правительства округа для них создаются опорные учебные пункты, проводятся мастер-классы. Одним из таких мероприятий в Год детства стала театральная постановка, где роли исполняют сами дети.
В эти дни в Нижневартовске проходили занятия социальной лаборатории инклюзивного театра «Создавая свободу» британского режиссера и педагога Алекса Дауэра.
Известен он тем, что ведет мастер-классы для детей с особенностями развития, чтобы они улучшили свои коммуникативные навыки и познавательные способности, стали увереннее и независимее. Приезд британского режиссера стал возможен благодаря компании «СИБУР», которая в рамках совместного проекта помогает проводить творческие лаборатории международному фестивалю-школе современного искусства «TERRITORIЯ».
Каждому – по роли
На пресс-конференции для местных СМИ глава администрации г.Нижневартовска Алла Бадина поблагодарила компанию «СИБУР» и исполнительного директора Нижневартовского ГПК Вячеслава Золова за системную работу с детьми. Они организовали программу, в рамках которой с нашими спортсменами общались прославленные российские мастера спорта, а теперь новый проект – для детей с ограниченными возможностями здоровья, работающих в одной группе со своими учителями и детьми из театральных студий школ искусств.
Вячеслав Золов напомнил, что разработанная компанией благотворительная программа «Формула хороших дел» по поддержке социально значимых проектов в регионах присутствия имеет несколько направлений: развитие городов, образование и наука, спорт, охрана окружающей среды, культура и волонтерство. Их реализация – это яркий пример того, что люди для компании – основная ценность, и она и дальше намерена продолжать эту работу.
Первый проект фестиваля-школы современного искусства Алекс Дауэр провел в 2009 году в Перми. Это была постановка спектакля в тюрьме. Актерами стали заключенные, зрителями – участники фестиваля. В завершение работы Алекс Дауэр уже дома, в Англии, собрал команду, которая стала заниматься постановками в тюрьмах. Их уже пятьдесят в разных тюрьмах мира. Он считает такое направление перспективным, так как верит в терапевтическую силу театра для социальной реабилитации человека, как и работу с глухими детьми, со слепыми и с другими, у кого есть особенности развития.
В России, кроме Перми, провел мастер-классы для таких детей в Москве, увидел, насколько позитивны для ребят лаборатории. В дирекции фестиваля также считают, что проект стоит развивать, и потому пригласили британского режиссера в Нижневартовск для лабораторных занятий с детьми с особенностями здоровья и с обычными детьми - из школ искусств. По словам Алекса Дауэра, инклюзивным театром он стал заниматься вслед за своей мамой.
- Когда был маленьким, она обычно брала меня в лагерь для ребят с особенностями развития, где вела занятия, - рассказывал Алекс. – К 12 годам я уже знал, что хочу быть актером, что мне хочется работать в театре, который будет приносить пользу. Так и произошло. В работе с заключенными самое главное – преодолеть их страх унижения, но есть способ с этим справиться. В работе с детьми иногда мешают родители. Приходится их останавливать, потому что они подталкивают ребенка к решению, правда, так было не у вас, а в Москве. Уровень вовлеченности ваших детей в занятия – высокий. Заметно, что их подготовили педагоги, что родители – вдохновляют, за что особая благодарность и детям, и родителям, и образовательной системе города. Ребята на репетициях помогают друг другу, поддерживают. Финалом наших занятий станет спектакль-сказка, сочиненная мной и стилизованная под народную, в которой рассказывается о друзьях, сумевших победить Бабу-Ягу. Взрослые испугались ее, а дети – нет, и она – тает. У каждого ребенка в этой сказке будет своя роль.
Рядом всегда учитель
На пресс-конференции прозвучало, что в «Барабашке» есть все для проведения лаборатории для ребят. Этот год проходит в Югре под знаком Года детства, и театр кукол даже отодвинул на более позднее время начало сезона, чтобы у детей была возможность участвовать в социально значимом проекте. Почему бы в таком случае не закрепить этот опыт, чтобы он не пропал даром, и не продолжить работу с детьми, имеющими ограничения здоровья? А потом не пойти еще дальше - не создать в Нижневартовске студию, в которой бы занимались не только дети, подростки, но и слабослышащие взрослые. К тому же проект подтверждает, что люди с ограниченными возможностями здоровья хотят находиться не только в своем сообществе, чтобы чувствовать себя равными с другими, да еще и пользы от такой работы становится больше. Алла Бадина сказала, что мы в начале пути и если это необходимо детям, то готовы продолжать то, что востребовано всеми. На предложение расширить территорию лаборатории и организовать театр в колонии, попросила сначала начать что-то одно, а уж потом думать о расширении границ проекта.
Тут же после пресс-конференции продолжилась учеба с Алексом и его помощниками. Дети занимались физической разминкой, голосовой, потом начались этюды. Родители и педагоги коррекционной школы и школ искусств также участвовали в занятиях. Лилия Хафизова была на них вместе с сыном Русланом, учащимся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих детей.
- Когда нам предложили занятия в лаборатории - мы согласились, - рассказывает Лилия. – Вы бы видели, как дети радуются, когда их привозят на творческие занятия в театр. Им они нравятся. Если что-то не понимают, то с ними всегда рядом учитель русского языка и литературы Ольга Ивановна. Она дополнительно объясняет жестами слова режиссера. Сын переживал, что у него не будет в спектакле роли, но Алекс объяснил, что каждый станет играть в его постановке хоть и небольшую, но роль. И я сыну говорила, что мы участвуем в занятиях, и это уже хорошо, тем более что нас с другими детьми направили от школы, а это большая ответственность. Когда Руслан был маленький, все хотел узнать, как летают самолеты, как двигается поезд, и я возила его в аэропорт, на железную дорогу, где просила машиниста показать кабину. Теперь у нас театр. Это правильно, что дети вовлечены в совместные занятия с детьми без нарушения слуха. Они не должны чувствовать себя обособленно. Они такие же, как и все, просто с небольшими особенностями. Для них хорошо любое общение. Я и сама включалась в занятия.
Учитель Ольга Ивановна поделилась с «Местным временем», что они с детьми стараются выступать везде, где только можно – на фестивалях, конкурсах. Педагог ведет в школе кружок жестового пения. Важно, чтобы учащиеся школы участвовали в каком-то действии наряду с детьми слышащими. Иногда им приходится объяснять что-то по нескольку раз, а сейчас на лаборатории они видят, как другие дети выполняют задание, и те становятся для них примером.
Четвероклассница София и шестиклассница Снежана рассказали, что им нравится на мастер-классах Алекса Дауэра танцевать, выполнять гимнастические упражнения. Соня читает в школе стихи на различных мероприятиях. Сама захотела заниматься театром у британского режиссера. В спектакле они со Снежаной будут играть девочек, которые ищут собачку. На занятиях подружились со сверстницами из школ искусств. Нашли с ними общие интересы. Какие? Разговаривают о занятиях, о школе, о том, что хотят быть врачами.
Стали занятия полезными и для воспитанников театральных студий. Во всяком случае Владимир Бауэр, руководитель студии школы искусств №2, как-то уже говорил, что юным артистам важно общение с детьми из других театральных коллективов, что важна их вовлеченность в общий процесс, и они видят сейчас, что у них есть единомышленники и что театральное искусство не только объединяет, но и востребовано.
Опубликованных комментариев пока нет.