Наша хата с краю, ничего не знаем. Это не про экспертов и гостей всероссийской научно-практической конференции, которую ежегодно проводит Совет муниципальных образований Югры совместно с Сургутским госуниверситетом. Встреча депутатов, глав муниципальных районов и городских округов традиционно проходит в День местного самоуправления России.
Этот год не стал исключением, изменилась только тема научно-практической конференции. На этот раз она была посвящена проблемам, которые возникают на местах и мешают реализации гражданских инициатив. ТОСам, например, не дает развиваться имидж массовиков-затейников, а также пробелы в законодательстве.
- Расширение сферы деятельности ТОСов в ближайшем будущем неизбежно. Сейчас в законе четко не прописано, чем они должны заниматься. Вроде благоустройством, а вроде и еще какими-то другими, более важными и значимыми вещами. Нужно наделить их конкретными полномочиями, исходя из возможностей, которые они имеют. Но нужно понимать, что для того, чтобы территориальное общественное самоуправление справлялось с вызовами и решало задачи по созданию комфортной среды, нужно решить вопрос с его финансированием. Сегодня, когда бюджеты стали меньше, власти начинают экономить именно на этой форме гражданского участия. По сути, ТОСы оказались на грани вымирания, - считает ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы госуправления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Роман Петухов.
Спасти их может реформа местного самоуправления в России, которая привела в последние годы к сокращению количества муниципальных образований и укрупнению их территорий. В условиях, когда органы власти оказываются далеко, именно ТОСы могут взять на себя их функции и быть этой самой властью на местах.
- Эта тенденция, которая свойственна многим субъектам страны, еще, как мне известно, не докатилась до Югры. Но кто знает, что будет дальше. Мне кажется, что в регионе достаточно стабильная система органов местного самоуправления, ее надо беречь. Вот как Конституция стабильна, такой же должна быть и эта система – многочисленные изменения ни к чему. Если эта тенденция – укрупнение муниципальных образований – докатится до Югры, именно ТОСы, которых в регионе больше, чем в любом другом, могут стать властью на местах, - отметил Роман Петухов.
Вспомнили участники конференции и о еще одной форме гражданского участия – общественных советах при органах исполнительной власти. Ими успели обзавестись в последние годы едва ли не все ведомства. Это было своего рода веянием времени, некогда было разбираться, зачем они нужны и чем, в принципе, должны заниматься.
- Закон дает достаточно размытое представление об их деятельности. Говорилось, что общественные советы – это общественный контроль. У нас в советы входили люди, которые просто хотели этого. Но сегодня власть говорит, что при органах самоуправления должен быть один общий совет, а его председатель – из числа общественников, к которым тоже скоро начнут предъявлять требования по компетенциям. У меня есть советы по образованию, ЖКХ и вопросам коренных малочисленных народов Севера. Мы приступили к формированию общего единого общественного совета, в него войдут эксперты в этих отраслях. Это правильно, ведь решением вопросов не могут заниматься непрофессионалы, - рассказал о практике Ханты-Мансийского района его глава Кирилл Минулин.
Вот и получается, что роль общественников в местном самоуправлении больше не будет сводиться к озвучиванию своей позиции из разряда «нравится – не нравится» или «хочу – не хочу». Они, как и полагается представителям власти, будут отчитываться о проделанной работе, чтобы у желающих пойти по их стопам было представление о том, чем придется заниматься. Некоторые делали это и раньше, но не всегда правильно.
- Закон указывает, что необходимо строго выстраивать информационное обеспечение деятельности общественных советов, их деятельность должна быть публично открытой. Ведь какой бы важной ни была деятельность, если общество о ней ничего не знает, оно считает ее нереализованной, - рассказала профессор кафедры государственного и муниципального управления Сургутского госуниверситета Оксана Ищенко.
В последние несколько лет ситуация изменилась в лучшую сторону. Общественные советы стали более активно отчитываться о своей работе, а главное - своевременно. Но, несмотря на такую популяризацию гражданского участия в местном и государственном самоуправлении, многие жители региона по-прежнему предпочитают оставаться в тени. Мол, все эти общественные советы – фикция, а решения и так примутся кем-то там, наверху.
- Формирование навыков взаимодействия между гражданином и государством необходимо начинать с муниципального уровня власти, и возможной реформой взаимодействия является проведение электронных публичных слушаний. Вместо личного участия необходима регистрация на портале органов местного самоуправления, который выступает инициатором публичных слушаний. Дальнейшее участие осуществляется в режиме онлайн, что делает обсуждение более результативным и снижает организационные издержки, - отметил ректор СурГУ Сергей Косенок.
Это и почти все другие предложения участников конференции вошли в специальную резолюцию. В частности, в ней предлагается организовать серию обучающих семинаров для активистов ТОСов с целью их вовлечения в реализацию Стратегии социально-экономического развития региона, а региональной Ассоциации ТОС - попробовать разработать алгоритм гражданского участия в управлении бюджетом, что особенно актуально накануне внедрения в Югре инициативного бюджетирования.
Опубликованных комментариев пока нет.