×
История
0

Уникальные артефакты на древнем городище Шеркалы

От оружия и посуды до религиозных фигурок – более 300 находок обнаружили югорские археологи со всей России на территории городища.


Оно находится на полуострове в Октябрьском районе. Это многометровый культурный слой земли, содержащий многочисленные исторические артефакты. Исследователи уже три недели трудятся на памятнике культурного наследия, раскапывая, как они говорят, страницы истории региона. На объекте работает более 70 человек – студенты, реставраторы, историки, музеологи и фотографы. В этом году археологи впервые за много лет приступили к раскопкам нового культурного слоя.

«Средний городок»
Это лето на раскопе в городище Шеркалы, к радости археологов, богато на уникальные находки. Среди них – каменный фрагмент, похожий на блюдо с рисунком. Даже опытный историк Александр Кениг впервые встречается с древним предметом быта из такого материала, ведь чаще всего их изготавливали из бересты, глины или меди. После экспедиции команде ученых предстоит выяснить историю возникновения этого и других предметов и их связь с Югрой.
На месте древнего городища находят артефакты, которые, предположительно, использовали для ритуалов. Причем большинство предметов вызывает у ученых немало вопросов и заставляет строить догадки о происхождении народов, которые здесь проживали. Так, по одной из главных версий, городище Шеркалы, благодаря своему удобному расположению, было военно-торговой факторией и политическим центром древнего княжества.
– В Средние века на территории Югры существовало Кодское княжество – самое воинственное. Шеркальское городище могло быть его первой столицей или административным торговым центром, – рассказывает Александр Кениг, руководитель экспедиции «В поисках древней Югры». –  В исторических источниках встречаются записи, что люди платили ясак в Шоркар. Раньше Шеркалы называли Шоркар, это переводится как «средний городок». Сейчас прижилось уже обрусевшее слово. Предполагаем, что здесь жили коми-зыряне, которые по каким-то причинам в X–XI веках совершили паломничество в эти земли из нижегородских регионов. Аналогичная архитектура встречается как раз в тех местах. Конечно, пришельцы волей-неволей повлияли на формирование культуры местных современных ханты и манси. Кстати, название этих народностей появилось уже после XVI века. 
Мощность так называемого культурного слоя на этом месте достигает трех метров, что тоже уникально. Это значит, что люди постоянно жили здесь на протяжении долгого периода. Причем археологи нашли в том числе свидетельства и более поздних культур. 
Памятник Шеркалы пока не очень хорошо изучен. Им начали заниматься в конце 1970-х годов. Потом был долгий перерыв, и только в прошлом году решили возобновить раскопки. Исследователей поддержали фонды президентских и губернаторских грантов.
– По истории нашего региона очень мало письменных источников. Полноценные источники появились после XVI века. Все, что ранее, – это информация из летописей, которую собирали по слухам, чьим-то рассказам. Только примерно в XVII веке появляются описания Сибири, Югры от людей, которые здесь действительно бывали. Получается, что история нашего края может быть восстановлена только по археологическим источникам, – продолжает Александр Кениг. – Его история не должна ассоциироваться только с походами Ермака или с освоением земель нефтяниками. Она более древняя и глубокая.

Раскопать историю
В этом году в рамках экспедиции здесь работала летняя археологическая школа для студентов. Около 50 человек из восьми регионов России заинтересовались раскопками городища в Октябрьском районе. Студенты говорят, что такой уникальный археологический опыт получить можно только на Севере.
– Это очень хорошая практика для тех, кто свяжет свою жизнь с археологией. Мы работаем с периодом Средневековья. Здесь большой этнографический пласт. Причем памятник без изучения этнографии невозможно понять. Вот у нас здесь были обнаружены, например, фрагменты челюсти медведя, коготь. Предположительно, это были ритуальные вещи. И такие предметы исследуют уже этнографы. То есть изучение памятника на стыке наук, – поясняет начальник отдела Научно-исследовательского проектно-изыскательского этноархеологического центра Алена Родионова.
На раскопки в Шеркалы приехали студенты не только Югры, но и Новосибирской, Тюменской, Иркутской областей, Башкортостана, Красноярска, Алтая и других регионов. Мастер-классы по этнографии, по изучению археологических памятников, полевой реставрации, консервации, по ткачеству и даже ортофотосъемке памятников для студентов провели ведущие специалисты институтов Югры и России.
– Это вообще интересное место, потому что оно пока малоизученное. О самом поселении почти ничего не известно – только предположительные версии, поэтому каждая твоя находка может оказаться настоящим открытием, – говорит студентка новосибирского института Екатерина Медведева. – Лично я находила керамические изделия, фрагменты крупных костей, челюсть.
– У нас в институте был конкурс. Студенты боролись за право поехать в эту экспедицию. Мы вообще стараемся вывозить их на разные объекты. Обычно это какие-то могильники. Но именно это место в Югре намного интереснее для работы, чем все предыдущие объекты. Студенты приобретают на раскопках поселений гораздо больше навыков, чем при раскопе могильников, тут больше интересных находок, – считает секретарь Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук Ольга Новикова.

Вторая жизнь артефактов
В этом году в лагере работает реставратор, что само по себе уникально. Марина Мороз, ведущий художник-реставратор Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, буквально дает археологическим находкам вторую жизнь. Именно от нее зависит, смогут ли ценные древние предметы добраться до ученых и музееведов. Марина реставрирует находки прямо «в поле». В ее палатке есть специальные растворы, которыми она обрабатывает предметы. К слову, ее сложно удивить: Марина реставрировала даже мумии, найденные на Алтае.
– Я всегда говорю, что мы практически с земли, из могилы, возвращаем артефакты в жизнь, – улыбается она. – Если реставратор присутствует «в поле», то может сопровождать материал, что называется, «от могилы до новой жизни». Все, что можно сделать «в поле» – отмыть, пропитать, просушить, – мы сделали. Есть вещи, уже практически готовые к экспонированию. Мы не можем обрабатывать только металлические находки и консервируем их, чтобы они добрались до лабораторий в целости и сохранности.
Кстати, раскапывать Шеркалы до самого основания исследователи не планируют. Надеются на современные технологии.
– Археология сильно меняется. Археолог – это уже не традиционный исследователь с лопатой, а ученый, который использует достижения разных наук, – рассуждает Александр Кениг. – Наши западные коллеги, например, такие масштабные раскопки уже не ведут. Любые раскопки – это уничтожение памятника, потому что он переходит в другую реальность. Если мы его выкопаем весь, то памятника не будет, его разберут на артефакты по музеям. Возможно, скоро мы будем владеть и вовсе безраскопочными технологиями. Ну а в городище Шеркалы нам хватит работы еще лет на двадцать точно.
Экспедиция продлится до конца июля. Затем исследователи будут изучать свои находки, чтобы узнать как можно больше интересных подробностей о богатой истории югорского края.
Фотографии сюжета / 5 фото

Теги статьи: #Городище Шеркалы

Автор текста: Анастасия Аладинская   Автор фото: Александ Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии