Наша жизнь напрямую зависит от властей муниципалитета.
Есть ли в наших домах тепло и свет, как работают детсады, школы, больницы, развивается ли экономика, предпринимательство, культурная сфера и спорт – за это ответственен в первую очередь глава города или района. От его профессиональных, руководящих качеств, умения сотрудничать с региональными властями, депутатами всех уровней, общественниками, бизнес-сообществом – зависит судьба очень и очень многих людей.
Поэтому, если муниципалитет возглавит случайный человек, это сулит большие проблемы для всех – и в настоящем, и в будущем. И логично, что законодательством муниципалитетам предоставлено право определять, по какой системе избирать главу муниципального образования. Об эффективности той или иной системы выборов давно спорят эксперты и пока не могут прийти к общему знаменателю. В Югре для крупных городов и районов остановились на системе выборов руководителей муниципальных образований, при которой все желающие занять пост главы сначала проходят конкурсный отбор и лишь затем включаются в списки для голосования.
Выборы пройдут в последних числах октября – начале ноября в десяти территориях региона: в городах Нягань, Пыть-Ях, Лангепас, Нефтеюганск, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, а также в Ханты-Мансийском, Сургутском, Березовском, Нефтеюганском районах. Кандидатов на участие в конкурсах заявилось достаточно много, по-этому конкуренция и состязательность будут присутствовать здесь в полной мере. Правда, жители этих муниципалитетов напрямую не будут участвовать в процессе, как, например, в единый день голосования 18 сентября. Но тем не менее демократические принципы будут учтены, и интересы горожан и селян будут представлять депутаты и общественники. А кандидатам, претендующим на пост руководителя муниципалитета, предстоит участвовать в конкурсе, для чего, собственно, в десяти территориях и созданы специальные комиссии.
Надо сразу отметить, что в Ханты-Мансийском автономном округе при принятии важных решений в сфере законодательства, экономики, социальной сферы активное участие принимают общественники. Этот подход в последние пять лет претворяют в жизнь губернатор Югры Наталья Комарова и правительство региона. И эта тенденция главенствует и при создании конкурсных комиссий. Каждая такая структура состоит из восьми человек, четыре из которых назначаются думой муниципалитета, а вторая половина – губернатором автономного округа. В ту часть комиссии, которая формируется думой территории, обязательно входит депутат местного представительного собрания, представитель общественности, руководитель крупного, часто градообразующего предприятия и глава муниципального учреждения. Как видим, баланс интересов, который существует в каждом отдельном городе или районе, соблюден. В ту часть комиссии, в формировании которой принимает участие губернатор, входит депутат окружного парламента (надо сказать, что эта система всецело одобрена и поддерживается Думой Югры и ее председателем Борисом Хохряковым), который избран от этой территории, и руководители или заместители окружного органа власти.
Что бы я сделал, если бы был главой…
Участие в конкурсе проходит в два этапа. После публичного объявления конкурса претенденты подают в конкурсную комиссию документы, и если пакет полон и все бумаги достоверны, то конкурсанта регистрируют.
Во втором этапе конкурса с каждым кандидатом проводится собеседование. Оно начинается с доклада кандидата о его видении работы главы муниципалитета, планируемых действиях по развитию муниципального образования. После выступления члены конкурсной комиссии задают кандидату вопросы, направленные на оценку его профессионального уровня, и иные уточняющие вопросы.
После этого комиссия принимает решение (голосованием по принципу большинства) и предлагает на рассмотрение думы муниципалитета не менее двух кандидатов. Если члены комиссии на своем заседании одобрят только одного кандидата, такой конкурс объявляется несостоявшимся. Скажем, что в новой истории Югры подобных случаев не было.
После этого кандидатов, одобренных конкурсной комиссией, ждет самый главный экзамен – оценка их народными избранниками. Местные парламентарии заслушивают доклад претендентов, задают вопросы и после этого голосуют за ту или иную кандидатуру. Сразу же после этой процедуры вновь избранный глава может вступать в должность и приступать к своим непосредственным обязанностям.
Наилучшее решение
По мнению политолога, заведующей кафедрой политико-правовых дисциплин Сургутского государственного университета, доцента Надежды Ушаковой, такая система избрания главы гармонично сочетает в себе профессиональный отбор кандидатов с присутствием в этом процессе демократических институтов:
– К этапу согласования кандидатов привлекается депутатский корпус, который избран самими югорчанами. По сути, воля народа представлена здесь парламентариями, а также учитывается общественное мнение. Конечно, идеальной бы была такая ситуация, при которой депутат перед голосованием за кандидатуру на пост главы муниципалитета уезжал бы в свой округ, советовался с населением и после этого бы принимал решение. Но, повторяю, так бы было в идеале.
Сама конкурсная комиссия, по сути, собирается по принципу «три в одном»: депутатский корпус, общественники и представители власти региона. Поэтому у этой структуры есть все возможности для выбора наилучшего кандидата. Так как депутаты, например, представляют точку зрения своих избирателей, а общественники – мнение населения в целом. А власти региона должны понимать степень возможности сотрудничества с тем или иным кандидатом, который в последующем станет главой муниципалитета.
Опубликованных комментариев пока нет.