Последние новости

22:52

Генеральный секретарь ООН подтвердил, что примет участие в саммите стран БРИКС в Казани

22:48

Екатеринбург попал в тройку лучших для карьеры городов

22:44

Грозит ли лихорадка Марбург Нижегородской области

11 октября

Рост цен на автомобили в России в 2024 году будет «мягким»

21:06

Власти Пыть-Яха отказались от транспортных услуг ненадлежащего качества

21:00

Поддержать проекты земляков во Всероссийском конкурсе «ПОБЕДА ДОБРА!» приглашают югорчан

20:49

В Ханты-Мансийске выросла гора снега

10 октября

Новый состав правительства Югры объявят 14 октября

20:45

Югорским приютам для животных компенсируют расходы до миллиона рублей

19:24

Волна транспортного скандала может докатиться из Пыть-Яха до президента

19:00

В Сургутском районе запустят программу «Земский работник культуры»

9 октября

Руслан Кухарук: «Нужно 80 млрд рублей, чтобы расселить аварийное жилье»

18:26

В Сургутском районе пройдет неделя театра

17:49

Открытия югорских археологов усилили роль северных культур в мире

17:34

Врач из Сургута стал лауреатом престижной премии «Первые лица»

9 октября

Руслан Кухарук: Югра сегодня входит в число лучших регионов России

Читать все новости

«В последний путь». С верой или суевериями?

– Как же часто я здесь бываю, – вздохнула мама, сидя рядом со мной в траурном автобусе. Мы отъезжали от кладбища. Хоронили дедушку моего мужа. На лицах людей усталость и задумчивость… То и дело, из повседневной суеты нас выдергивает новость, словно гром среди ясного неба, – любимого человека, родственника или знакомого вдруг не стало. Слово-то какое страшное – «не стало». Несмотря на ее неизбежность, столкнувшись со смертью, мы всегда испытываем потрясение, боль и страх…

Несколько лет назад я пережила первую в своей жизни потерю. Хотя тот день и оставил в моей душе глубокий след, помню я его смутно.

На похоронах как на войне

Тогда я находилась словно в кошмарном сне, отказываясь верить в случившееся. Первым делом, мы завесили в квартире зеркала. Сон продолжился прощанием в морге, кладбищем, и могилкой, утопающей в море пластмассовых венков. «Теперь нужно приезжать сюда почаще, ухаживать за ней и даже разговаривать с нею, как с папой», – подумалось мне. На оставшиеся с погребения деньги, мы заказали мраморный памятник с большим портретом. С каким священным трепетом я подбирала надгробную плиту, с искусно выгравированной на ней березкой! Папа любил природу. Ему, там, наверняка, будет приятно, – решила я. Только когда улеглись эмоции, ко мне пришло осознание абсурдности всего произошедшего. К чувству беспросветного горя примешивалось ощущение какой-то фальши. Вопросы, над которыми не пришлось задуматься раньше, требовали ответов: Так, где же все-таки папа сейчас? Или его теперь нет, совсем? Почему такое противоестественное явление, как смерть, вообще существует?

Конечно, сложно рассуждать о метафизических понятиях на страницах газеты, но говоря на подобные темы, просто невозможно этого избежать. Пожалуй, многие согласятся, что на похоронах, как и на войне, не верующих не бывает. Еще ни разу я не встречала человека, который спокойно свыкся бы с мыслью, что наша жизнь кончается ничем. «Что-то там все-таки есть…», – говорим мы. Только вот, собственно, что и где – понимаем очень смутно.

Как лакмусовая бумажка, обрядовые действия, сопутствующие погребению, показывают, во что мы верим по-настоящему. Каждый, кто хоть раз бывал на похоронах, поймет, о чем я говорю. Что же происходит? Крещеные люди, называющие себя православными, движимые суеверными страхами, совершают абсолютно нелепые ритуалы (прим. Суеверие – образовано от «суе» – напрасно и «вера», букв. – «напрасная вера»)

Разве не абсурд, к примеру, в комнате с покойником бросаться накрывать любыми попавшимися под руку тряпками все отражающие поверхности? Зачем, с какой целью? (Эти вопросы, кстати, полезно задавать себе почаще). В ответ обычно слышишь нечто вроде: «умерший застрянет в «зазеркалье», увидишь, как душа его отражается, и испугаешься, или испугается он сам, утащит с собой…ну или просто «на всякий случай». В общем, сплошной хоррор.

Многие искренне убеждены, что подобный ритуал имеет отношение к православию. Только вот, что отвечает на это священник:

– Есть версия, что в старину зеркала завешивали для того, чтобы ничто не отвлекало от молитвы, которая звучала непрерывно над упокоившимся человеком. Так что здесь имеет место чисто практическая цель, никакого тайного, сакрального смысла не скрывающая. Если же люди придают подобному действию какой-то смысл – то это суеверие. Таким образом, мы не просто совершаем абсолютно бесполезное дело, но, хуже того, грешим, отрекаясь от православия, и уподобляясь язычникам, – комментирует клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы Димитрий Жданов.

Одна бабка сказала

Люди, пытающиеся справиться с горем, только и слышат вокруг: «не забудьте руки-ноги развязать, у изголовья не становись, гроб нести нельзя, то нельзя, это нельзя…» и прочие «добрые» советы. Святой Иоанн Златоуст писал о том, что гроб покойного можно и нужно нести именно близким родственникам. Кому же, как не им? Но наши всезнающие бабушки, видимо, мудрее вселенского учителя церкви.

А поминки без вилок и ножей? Это же просто экзекуция какая-то – есть салат или рыбу ложкой! И снова – зачем? Разве что вы собираетесь бурно делить наследство покойного и опасаетесь, что колюще-режущие предметы могут пойти в ход, как следствие горячих споров.

Сами по себе обычаи и традиции на похоронах, конечно, имеют место быть. Но не нужно путать пресное с кислым.

– Первые выступают лишь символами нашей христианской веры и не являются чем-то непременным и обязательным. Как, например, крестообразно сложенные руки на груди покойного, «венчик» на его лбу или иконка, положенная в гроб, – поясняет священнослужитель. – Есть немало примеров, когда людей хоронили самым простым способом, вовсе без гробов и всяческих почестей. На Востоке, например, тела христианских подвижников сохраняли в скалах. Люди погибают в море, на поле битвы, по-разному. Способ захоронения никак не влияет на посмертную участь усопшего и абсолютно ему безразличен. Важно лишь то, каким было его душевное состояние. Ведь именно душа отходит к Господу.

Это лишь некоторые из суеверий, связанных со смертью и похоронами. Их настолько много, что перечислять можно до бесконечности. Народная фантазия не знает границ. На самом деле все просто. Стоит обратить внимание на некие маркеры. Если вы слышите слова «нельзя…» или «нужно обязательно…» – это суеверие. Безусловно, относиться к такому совету стоит в пределах здравого смысла.

– Нам дана свобода во Христе, но она не должна становиться поводом к распутству. Бояться православный человек должен только греха. Необходимы для похорон христианина лишь молитва и милостыня. Все остальное, в лучшем случае, суета, – утверждает батюшка.

Отдельно хотелось бы остановиться на культе еды, как правило, сопровождающий любые похороны. Я имею в виду поминальное застолье, непременно с обилием алкоголя и любимыми блюдами покойного, которые, кстати, потом естественным образом перекочевывают на саму могилу. При этом непременно до полудня следующего после погребения дня. Зачастую современные поминки напоминают языческую тризну. Люди собираются вкусно покушать, выпить, закусить, ведут праздные разговоры.

– Православные христиане так поступать не могут. Понятное дело, что после тяжелого дня похорон, люди устали и чувствуют голод. Конечно, можно собраться вместе, скромно и тихо пообедать, обязательно с молитвой. При этом, особенно важно уделить от поминального стола пищу нуждающимся. В старину люди так и поступали, приглашая к трапезе нищих. Те, в свою очередь, молились за покойного. Не носите еду на кладбище, не ставьте рюмочки с хлебом у фотографий! Поймите, покойнику пища уже не нужна! Душа уже не имеет телесных потребностей. Такими действиями мы оскорбляем бога и огорчаем почившего. Лучше поделитесь этой пищей с неимущими и, таким образом, поможете усопшему, – советует иерей Димитрий.

От себя добавлю. Можно и вовсе не устраивать дорогих поминок в кафе, а отдать эти деньги, к примеру, на лечение больного ребенка или другому нуждающемуся человеку, который живет рядом с вами. В этом действительно будет польза.

Кому памятник ставим?

То же самое касается и нездорового интереса к надгробиям. Каких только вариантов не предлагает сегодня похоронная индустрия. Буквально на днях слышала в новостях, что в одном из крупных городов даже проходила грандиозная выставка гробов и памятных плит на любой вкус и кошелек.

А вот что говорят наши местные, урайские представители похоронного бизнеса.

– В 98 процентах наши клиенты просят нанести на надгробие религиозную символику, православный крест или мусульманский полумесяц, – рассказывает владелец гранитной мастерской Владимир Жевно. – Это свидетельствует о том, что, несмотря на советское воспитание, люди считают себя верующими. В последнее время православные христиане чаще стали заказывать вместо памятника простой кованный или металлический крест. Вариант самый практичный, бюджетный, и долговечный. Однако большинство людей все же отдают предпочтение мраморному памятнику, желательно с цветным портретом, чтобы их родственник выглядел на нем «как живой». В этом направлении мы развиваемся и совершенствуемся постоянно. Не так давно приобрели дорогостоящий гравировочный станок. Получается очень эффектно, но и, соответственно, цена на такое изделие выше.

Только представьте себе. Семья во всем себе отказывает, бабуля по копейке собирает пенсию, чтобы установить родственнику «достойный» памятник.

– Безусловно, нет ничего плохого в том, чтобы заботиться о местах захоронений своих близких, но это нужно делать в меру. Если таким образом мы хотим проявить любовь и внимание к усопшему, то обманываем себя. Ему это не нужно. Если же делаем это для того, чтобы люди посмотрели и похвалили нас, то это не по-христиански, – предостерегает священник.

Жаль, что так мало людей всерьез задумываются об этом. Не задумывалась и я, когда выбирала папе дорогой памятник. В чем же причина? Может быть, в нашем неверии и тотальном невежестве? С верой, конечно, сложнее, а вот с доступностью информации сейчас вроде нет никаких проблем. Как говорится, кто ищет, тот найдет. Только околоправославные ролики и статейки из интернета не в счет.

В свое время меня поразила фраза, которую я впервые услышала на богослужении в храме уже после смерти папы: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Она из «Символа веры», в котором заключена вся суть христианства, и которую раньше знал каждый крещеный человек. Я была крещена, как и многие, в младенчестве, но узнала об этих словах лишь недавно.

– Конечно, смерть противоестественна. Согласно учению православной церкви ее и не было до грехопадения человека, которому бог даровал свободную волю. Сейчас мы вынуждены смириться с физической кончиной, имея надежду на вечную жизнь для своей души и на всеобщее воскресение в конце времен, подобно тому, как воскрес сам Христос, – говорит батюшка.

Святитель Феофан Затворник так писал, обращаясь к скорбящим людям: «Что останкам тела умершего надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются, как к живому лицу? Этот самообман и раздирает сердце. К довершению горя думаем: умер, не стало. А он и не думал переставать быть. И все также есть, как был вчера накануне смерти».

А вот слова Златоуста о важности молитвы и милостыни за усопшего: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частные молитвы за него и раздавать милостыню, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».

Строго по правилам

Мусульмане тоже верят в бессмертие души, но о том, как проходят похороны в исламе, я не имела ни малейшего понятия. А потому отправилась в мечеть на встречу с имамом, чтобы поговорить на эту тему.

– В нашей религии умереть не значит перестать существовать. Наоборот, это начало другой жизни, путь в загробный мир. А дверью в него считается могила. И потому начать готовиться к вечной жизни нужно уже здесь. Если в этой жизни мы не будем соблюдать законы Аллаха, то в иной мир отправимся без благих деяний и потерпим убыток. Пророк Аллаха сказал: «Что посеешь в этой жизни, то и пожнешь в будущей», – говорит имам-хатыб Соборной мечети города Абдульхалим хазрат.

Обряд погребения в исламе имеет очень большое значение. Здесь важно неукоснительно следовать предписаниям вероучения.

– После смерти мусульманина нужно проводить подобающим образом. Омовение, заворачивание умершего в саван, чтение джаназа-намаза и погребение являются обязательными для всех верующих, – пояснили в мечети.

Признаюсь, для меня было открытием, что омовение тела покойного у мусульман – это целый ритуал, имеющий строгие правила. Работникам морга, да и вообще посторонним людям, его доверить нельзя.

– Даже если омовение происходит не в стенах дома, делать это должен верующий человек, обладающий определенными знаниями, – говорит Абдульхалим хазрат. – К Всевышнему Аллаху следует возвращаться чистыми. Так нас учит Коран.

Согласно исламу, полное омовение (гусль) проводится, даже если тело человека найдено, к примеру, в море или имеет довольно серьезные повреждения. Каждая часть тела омывается по порядку, определенное количество раз и с определенной молитвой.

Окутывание покойного в саван (специальную материю для погребения) также четко регламентировано и требует некоторого навыка.

– Саван должен быть белого цвета и не просвечивать. Это сунна (обычай, пример из жизни Пророка), – рассказывает имам. – По сунне, саван мужчин состоит из трех кусков ткани. Они называются камис, изар и лифафа. Если есть серьезные причины, можно ограничиться только лифафой и изаром. Для женщин сунной является окутывание в пять кусков ткани. В отдельных случаях можно ограничиться изаром, головным платком и лифафой. Саван можно купить заранее и хранить всю жизнь. Паломники надевают ритуальную одежду, и потом берегут ее для своего погребения. Я сам следую этому, храня свою одежду после хаджа.

Самому погребению мусульмане тоже уделяют немаловажное значение.

– Мусульманина лучше хоронить на мусульманском кладбище, – говорят в мечети.

Мне приходилось раньше слышать, что у приверженцев этой религии не принято хоронить в гробах. Оказывается, это действительно запрещено.

– Использование гробов считается расточительством и новшеством в исламе. Но самое главное, согласно сунне, тело умершего должно касаться земли, так как человеческая плоть создана из нее и должна в нее же возвратиться, – поясняет Абдульхалим хазрат. – Могилы у мусульман бывают двух видов. С нишей (ляхд) и без нее. Все зависит от почвы. У нас, к примеру, почва мягкая, песочная, сыпучая, поэтому на дне могилы выкапывается еще одна ниша, поуже, куда кладется покойный. Сверху его накрывают досками. И еще один момент – тело укладывают на спину, а голову поворачивают по направлению к Каабе (прим. авт. направление Мекки).

На вопрос, можно ли применять, к примеру, кремацию, имам ответил, что в исламе подобный способ захоронения недопустим, как, впрочем, и все остальные, кроме вышеуказанного.

Портреты под запретом

Каким должно быть место упокоения мусульманина? И здесь не все так просто.

– У изголовья могилы разрешается расположить камень или доску с надписью о покойном, чтобы не потерять ее местоположение, – рассказывает имам. – Нельзя заливать могилу цементом или гипсом и устанавливать фото умершего. Неправильно также украшать могилу искусственными цветами и венками.

Надо сказать, что любые изображения живых существ в исламе запрещены.

– Так нас учит пророк Мухаммед: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучать его в Аду», – поясняют в мечети.

Правил в исламе много и все-таки не настолько, как думают некоторые люди, знающие свою религию достаточно поверхностно.

Когда я собирала материал для этой статьи, то поинтересовалась у своей подруги, исповедующей ислам, как у них проходят похороны. Каково же было мое удивление, когда в ответ я услышала: «А я на похоронах никогда не была. У нас женщинам на кладбище нельзя быть. А если и можно, то только надев сорок одежд».

Вот как прокомментировал это Абдульхалим хазрат:

– Ислам разрешает посещать кладбище как мужчинам, так и женщинам. Пророк Аллаха сказал: «Так посещайте же могилы, ибо они напоминают о смерти». Про сорок одежд вообще впервые слышу. Однако на самих похоронах женщинам действительно быть не желательно. По природе своей они более чувствительны и эмоциональны, и поэтому им из заботы советуют воздержаться от присутствия на погребении, – поясняет имам. – Кроме того, согласно канонам, допускается только тихо оплакивать умершего, но не рыдать и причитать, как это свойственно многим женщинам. Это строго порицается, так как наносит боль умершему. По словам Пророка, покойника подвергают мучениям из-за причитаний и воплей родных.

В мечети признаются, что проблема суеверий существует и среди мусульман. Возможно, их не так много, поскольку четкий алгоритм действий в какой-то степени пресекает домыслы, но они есть.

– И зеркала завешивают, и вилок с ножами избегают, и пышные поминки устраивают, и памятники дорогие ставят. Сложно понять, откуда это берется, – рассказывает Абдульхалим хазрат. – Посланник Аллаха сказал: «Поистине, наилучшие слова содержат в себе Книга Аллаха, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада. Худшими же из дел, являются дела новоизобретенные, ибо всякое нововведение есть заблуждение, а всякое заблуждение в Огне». Мы стараемся объяснять верующим, что не стоит подвергаться суевериям. Я лично, когда бываю на поминках, намеренно прошу подать мне дополнительные приборы, чтобы показать людям пример, что не стоит этого бояться.

Каким же образом ислам призывает проявить любовь к душе покойного, помимо погребения?

– Молиться за него, подавать милостыню – садака, а еще отдать все долги умершего как материальные, так и моральные, если они имеются, – говорит имам. – Это нужно сделать перед захоронением. То есть попросить прощения и как-то иначе возместить ущерб человеку, которого покойный обидел при жизни. Пророк сказал: «Поистине, из числа деяний, которые принесут верующему пользу после его смерти являются: знание, которому он обучался и распространял; праведный сын, которого он оставил; Коран, который от него унаследовали, или мечеть, которую он построил, или дом, который он построил для путников, или река, которую он провел, или милостыня, которую он вычислил из своего имущества, будучи живым и здоровым, которая принесет ему пользу после его смерти!» Также приветствуется, если кто-либо из родных покойного выполнит обет за умершего, или совершит за него хадж.

В разных религиях есть ряд существенных отличий в понимании того, как надлежит провожать человека «в последний путь», но для обоих вероисповеданий неоспоримо одно – жизнь не заканчивается с приходом смерти, а наша связь с близкими и любимыми продолжается даже за порогом вечности, просто она становится иной, духовной, поэтому так важны молитва и добрые дела.

Фото из архива редакции

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

22:52

Генеральный секретарь ООН подтвердил, что примет участие в саммите стран БРИКС в Казани

22:48

Екатеринбург попал в тройку лучших для карьеры городов

22:44

Грозит ли лихорадка Марбург Нижегородской области

11 октября

Рост цен на автомобили в России в 2024 году будет «мягким»

21:06

Власти Пыть-Яха отказались от транспортных услуг ненадлежащего качества

21:00

Поддержать проекты земляков во Всероссийском конкурсе «ПОБЕДА ДОБРА!» приглашают югорчан

20:49

В Ханты-Мансийске выросла гора снега

10 октября

Новый состав правительства Югры объявят 14 октября

20:45

Югорским приютам для животных компенсируют расходы до миллиона рублей

19:24

Волна транспортного скандала может докатиться из Пыть-Яха до президента

19:00

В Сургутском районе запустят программу «Земский работник культуры»

9 октября

Руслан Кухарук: «Нужно 80 млрд рублей, чтобы расселить аварийное жилье»

18:26

В Сургутском районе пройдет неделя театра

17:49

Открытия югорских археологов усилили роль северных культур в мире

17:34

Врач из Сургута стал лауреатом престижной премии «Первые лица»

9 октября

Руслан Кухарук: Югра сегодня входит в число лучших регионов России

Читать все новости