Первый региональный форум по брендингу и маркетингу проходит на этой неделе в Сургуте. Три дня федеральные эксперты в области внутреннего туризма и продвижения территориальных брендов будут помогать югорчанам искать свою уникальность. Менее месяца назад в Сургуте проходил городской семинар на схожую тему. Проводил его, кстати, директор НОУ «Институт территориального маркетинга и брендинга» Андрей Стась. Тогда говорили об элементарных законах маркетинга, которые помогут привлечь в город туристов. Сейчас – о вопросах более масштабных: от слогана «Увидеть Югру — узнать Россию» до визуализации городской среды на отдельно взятой территории.
Слушать и слышать
А вы знали, что долгое время Уральские горы называли Югорским камнем? Или что язык эльфов во «Властелине колец» был придуман на основе финно-угорских диалектов, носители которых некогда проживали в Югре? Организаторы форума с домашним заданием справились на «отлично», удивив такими фишками из истории региона не только федеральных гостей, но и самих югорчан.
— Редко где власть помогает общественникам продвигать их инициативы. Я скажу так: не всегда то, что идет снизу, является качественным и жизнеспособным продуктом. Есть шероховатости, а иногда и серьезные проблемы с бюрократией. К примеру, есть проект, есть идейная группа, а власти инициативу не поддерживают. И все, дело обречено на неудачный исход. Опыт взаимодействия госслужащих с общественниками в Югре действительно успешный. У вас обе стороны умеют слушать и слышать, — говорит директор НОУ «Институт территориального маркетинга и брендинга» Андрей Стась.
Для справки, вопросы развития брендов региона отражены в окружной стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Более того, недавно была принята отдельная концепция по развитию территориального маркетинга и брендинга.
— В этих документах прописано все то, чего мы ожидаем от форума. Нам сейчас хочется услышать наших федеральных коллег, поделиться своими наработками (а каждому городу уже есть что представить) и понять, в правильном ли мы направлении движемся. Мы дали себе год, в течение которого нам предстоит создать так называемый брендбук Югры, куда войдут бренды каждого города. Это не только символика и аутентичные знаки, но и комплекс мероприятий, важных объектов, которые должны появиться, визуализация городской среды, уют в каждом дворе, — рассказывает заместитель директора департамента — начальник управления по внешним связям департамента общественных и внешних связей Югры Инна Арканова.
Как найти свой бренд?
Последнее для властей региона является приоритетным. В правительстве Югры по-хозяйски отмечают: гостей зовут в дом тогда, когда в нем наведен порядок.
— Неслучайно на форуме собрались еще архитекторы и урбанисты. У каждого города есть генеральный план застройки, который необходимо сопоставить с историческими в том числе объектами: набережными, памятниками, музеями. И этой категории участников важно соотнести тему брендинга с комфортной застройкой города. Чтобы в каждом дворе были тротуары, детские площадки, место для прогулок, чтобы дома выглядели красиво и уютно. Мы нацелены не просто на туриста, мы говорим о том, что Югра — комфортный для жизни регион, что это инвестиционно привлекательная территория, — отмечает Инна Арканова.
Чтобы разработать дорожные карты с учетом пожеланий краеведов, урбанистов, властей и общественников, в рамках форума состоятся живые дискуссии, мозговые штурмы и разборы уже реализованных городами проектов. Федералы говорят, что возможностей для создания своего уникального бренда немало.
— Любая территория самобытна. И два расположенных рядом города не похожи друг на друга. Северные города, как правило, с виду холодные, но, присмотревшись получше, увидишь много ярких красок, которые могут сыграть большую роль для внутреннего туризма, — говорит основатель и творческий директор брендингового агентства LINII Group Михаил Губергриц.
А вот создатель проекта Trip Secrets Ася Репрева считает, что акцент нужно делать на выстраивании правильных маршрутов для туристов и работе блогеров:
— Один из таких примеров — Камчатка. Несколько лет назад там ничего не происходило. До тех пор, пока туда не приехали блогеры и не стали рассказывать об уникальных местах, своих впечатлениях. Людям всегда ближе отзывы таких же, как и они туристов. И это работает. Я не могу сказать, что это единственный инструмент привлечения внимания к региону. Но то, что он эффективный, — доказанный факт.
Каким будет спустя годы в глазах россиян и иностранцев каждый из городов Югры, сейчас можно только гадать. Пока Нижневартовск так и остается нефтяной столицей, Радужный — городом радуги, а Сургут — местом обитания черного лиса. Возможно, приоритеты за эти дни поменяются.
— В России есть главнокомандующий, главный по обороне и образованию, кураторы культуры и внешней политики. Но пока нет главного маркетолога, который контролировал бы брендирование нашей территории. Мы пока к этому идем. Проекты, которые сегодня работают на внешний рынок, начинались с проб и ошибок, с обучения. Нам важно эти инструменты получить. У нас есть большое преимущество: никто не заставляет нас писать концепцию за пару дней. У нас есть время, чтобы все обдумать и представить действительно достойные варианты, — отмечает руководитель Центра прикладной урбанистики Сургута Сергей Зверьков.
Опубликованных комментариев пока нет.