В Сургуте в римско-католической церкви святого Иосифа Труженика проходит фестиваль органной музыки. 1 декабря в храме прошло два концерта «Посвящение святой Цецилии» с разницей в два часа. На одном из них побывала корреспондент «СТ».
А где орган?
В небольшом зале католической церкви потихоньку собирается народ: люди всех возрастов рассаживаются по скамьям и стульям, дополнительно выставленным в проходы. Тут не пахнет благовониями, как это обычно бывает в православных соборах. Не сказать, что стоит оглушающая тишина, хотя многие говорят даже не в полголоса, а шепчутся. Храм все-таки.
Посетители осматриваются по сторонам: вот прекрасные витражи, через которые, наверное, в солнечное время красиво пробиваются лучи. Под деревянным куполом на круглых деревянных люстрах горят электрические свечи. Есть постамент, в углу на нем стоит кафедра. Перед ней четыре розовые свечи. Не зажженные. Распятие по центру стены.
«А где же орган?» — оглядывается моя соседка по скамье. Король инструментов спрятан на балконе над входом. Он совсем небольшой, но от этого его звучание не становится хуже. По крайней мере на неискушенного зрителя звуки производят нужное впечатление. «Настоящий» орган в сургутской католической церкви может появиться в будущем — настоятель храма Марэк Ящковски мечтает приобрести духовой инструмент. Возможно, если концерты будут приносить хорошие пожертвования, его мечта исполнится.
Время начинать. Отец Марэк встает за кафедру и приветствует пришедших зрителей.
— Я всегда спрашиваю, кто в нашем храме в первый раз? — задает вопрос священнослужитель. Руки поднимает большая часть гостей. И так, по словам о. Марэка, на каждом концерте.
— В храме музыка слушается совершенно иначе, чем в других местах, — говорит настоятель. — Этот концерт — часть фестиваля, посвященного святой Цецилии — покровительнице церковной музыки. В католической церкви, как и в православной, начинается предрождественский пост, называется Адвент (от лат. Adventus). Ожидаем пришествия Спасителя. Видите четыре розовые свечи? Они символизируют четыре воскресенья Адвента. А еще раньше ощибочно считалось, что человечество ждало Рождества Христова четыре тысячи лет.
После, в перерыве между концертами, отец Марэк пояснит, что всегда старается рассказать посетителям концертов что-то о Боге, о вере. Это помогает сургутянам развиваться не только культурно, но и духовно.
Орган, фагот, тромбон
Концерт ведет солистка Томской филармонии Мария Блажевич. Она же исполняет произведения на главном инструменте. Каждый концерт компанию девушке составляют приезжие или местные музыканты — мастера игры на других инструментах.
В этот раз рядом с Блажевич выступили сургутяне Марианна Рындина (фагот) и Валентин Мостепанов (тромбон) — артисты Сургутского симфонического оркестра.
– Два необычных инструмента, которые в сочетании редко встречаются в концертах. — низкие инструменты, с низким тембром — медный духовой тромбон и деревянный духовой фагот, — поясняет зрителям Блажевич. — На фаготе играет девушка, что очень большая редкость. На нем обычно играют мужчины.
Такие небольшие ремарки Мария делает перед каждым исполнением того или иного произведения. Вот и перед тем, как вместе с Валентином Мостепановым исполнить романс для тромбона и органа Вебера, музыкант рассказала интересный факт:
— Тромбон вы привыкли видеть в составе симфонических и эстрадных джазовых оркестров, но не все знают, что он появился в XV веке как церковный инструмент и считался символом гласа Божьего.
Акустика храма придает звучанию музыкальных инструментов некую торжественность и масштабность. Люди закрывают глаза, наслаждаясь игрой. Даже мобильные телефоны, чтобы сделать пару снимков на память, достают только после третьей-четвертой композиции.
Для каждого из музыкантов совместный концерт в храме — настоящий творческий эксперимент. В таком сочетании — орган, тромбон и фагот — они еще никогда не играли. Но трио для фагота, тромбона и органа Ваньхаля, а также самая известная католическая молитва «Аве Мария Каччини» Вавилова в их исполнении очаровали слушателей и подтвердили: эксперимент удался.
Аншлаг за аншлагом
Каждый концерт, проходящий в римско-католической церкви св. Иосифа Труженика, собирает аншлаги. Некоторые горожане приходят ни по разу, уже есть постоянные слушатели.
Так, например, сургутянка Александра Збирнова наслаждается органной музыкой во второй раз:
— Я в восторге, даже слов нет! Это второй концерт. И будет третий, — восторженно делится впечатлениями девушка. — Я слушаю классику, поэтому такие концерты мне очень нравятся.
В среднем за раз приход может вместить 100–150 человек. — Если концерты так востребованы сургутянами, почему их стали проводить только в этом году? — спрашиваю у отца Марэка.
— Для меня такая неожиданность, сколько людей приходит. В других городах в католических храмах органные концерты проводятся давно. У нас не было такой возможности — орган в церкви появился только год назад. Потом я еще стеснялся, боялся организовать концерты. Но Мария Блажевич поддержала, можно сказать, дала толчок, — поясняет священнослужитель.
Сейчас в планах есть еще как минимум три концерта. Завершающий фестиваль 8 декабря, затем январский рождественский концерт, и одно мероприятие во время Великого поста. Планируется, что со следующего года наслаждаться духовной музыкой сургутяне смогут раз в месяц. К органу будут присоединяться другие музыкальные инструменты, а вот репертуар останется неизменным — классическая музыка. Разбавлять ее, допустим, современными молодежными произведениями настоятелю не хочется.
— На эту тему постоянно идет спор, но я хочу, чтобы музыка соответствовала месту. Более современную лучше играть не в храме, — считает о. Марэк.
8 декабря в 16.00 и 18.00, в День торжества непорочного зачатия Девы Марии прозвучит программа «Ave Maria» в исполнении молодой петербургской органистки Али Абдурашитовой.
В программе духовные сочинения польских композиторов — из табулатуры Яна из Люблина, Импровизация на тему «Святый Боже» Сюржинского; классические органные сочинения — прелюдия соль мажор Брунса и трио-соната соль мажор И. С. Баха, первый хорал Франка, ми мажор, связанный с образом Бога-Отца, а также самые известные «Аве Марии» в переложении для органа — Баха-Гуно, Каччини (Вавилова), Шуберта. Рекомендованный благотворительный взнос 300 рублей. Бронь места по телефону: 8 922 775 45 81.
Опубликованных комментариев пока нет.