Управляющая компания «ДЕЗ Центрального жилого района» начала терять клиентов. Собственники 34 многоквартирных домов Сургута уже поменяли обслуживающую организацию. На обслуживании ДЕЗ ЦЖР сейчас остается 318 домов, но, возможно, – ненадолго. Напомним, что крупнейшая управляющая компания Сургута в конце прошлого года оказалась в предбанкротном состоянии. 15 января по требованию депутатов городской думы руководители коммунального предприятия должны были предоставить план выхода из кризисной ситуации. Но этого не произошло. О том, как развиваются события, чего ждать клиентам УК «ДЕЗ ЦЖР» и как чувствует себя рынок коммунальных услуг, «Сургутской трибуне» рассказал заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Сургута Вячеслав Адушкин.
Коллапс не допустят
– Как развивается ситуация на сегодняшний день?
– На данный момент ДЕЗ Центрального жилого района находится в судах по искам Федеральной налоговой службы. Администрация Сургута держит ситуацию на контроле. Сейчас на обслуживании управляющей компании остаются 318 домов. В случае, если она откажется от их управления, у администрации города есть механизмы не допустить коллапс.
– Какие именно?
– Будут проведены открытые конкурсы на управление данными домами. До проведения конкурсов распоряжением департамента городского хозяйства будет назначена резервная управляющая организация.
– Это специально созданное структурное подразделение администрации или какой–то бизнес–субъект?
– Это несколько управляющих компаний, которые в соответствии с законом сами вышли на нас такой инициативой – оперативно взять на обслуживание дома, если у этих домов не будет договоров управления и жители не определят управляющую компанию. На сегодняшний день в такой резерв заявились уже четыре управляющие компании.
– В чем их интерес?
– Это своего рода реклама своих услуг делом. Когда компания начнет управлять многоквартирным домом до конкурса, у нее есть шанс получить новых клиентов в лице собственников квартир в этом доме. Если людей устроит качество и стоимость услуг этой УК, то почему бы им и не остаться на ее обслуживании?
Решать только собственникам
– В редакцию поступил запрос от читателей – жителей нескольких домов по проспекту Ленина, где управляющая компания как раз сменилась. Они с удивлением узнали об этом изменении. Говорят, что никакого голосования собственников не было, их просто поставили перед фактом. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
– Управляющая компания может поменяться только на основании решения собрания собственников, принять участие в голосовании должны не менее 51 процента собственников – это закон. Инициировать смену управляющей компании могут только жители или советы МКД. Либо администрация города, если в этом доме есть муниципальные квартиры. Но мы никаких смен управляющих компаний в последние полгода не инициировали.
– Что делать людям в такой ситуации?
– Если новая управляющая компания их не устраивает, они должны собрать общее собрание и принять решение о переходе на обслуживание в другую УК, выбрать эту управляющую компанию либо создать товарищество собственников жилья.
– Есть ли у администрации какая–то структура, которая могла бы помочь людям организовать этот процесс?
– При необходимости консультаций жители могут обратиться как в администрацию города, так и в УК, на обслуживание которой дом хочет перейти. Но сперва полезно провести предварительные переговоры, прежде всего – попросить организацию обозначить стоимость содержания жилищного фонда. Если все устраивает, то тогда можно УК попросить сопроводить данный процесс (предоставить бланки для голосования, организовать консультации, разъяснения и т.д.).
«Средства ресурсных организаций – не средства УК!»
– Ресурсоснабжающие организации переводят на прямые договоры все большее количество потребителей. В 2020 году такие соглашения с клиентами ДЕЗ Центрального жилого района заключило СГМУП «ГТС», в феврале планирует заключить СГМУП «Горводоканал». С чем это связано и будет ли эта практика распространяться и на другие территории?
– Да. Мы (департамент городского хозяйства) настаиваем, чтобы все потребители перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Потому что эта схема существенно снижает риск неплатежей за потребленные тепло, воду, электричество таким предприятиям, которые в большинстве своем являются муниципальными. Ведь ни для кого не секрет, что большая часть долгов перед ресурсоснабжающими организациями скопилась как раз из–за посредников – управляющих компаний, которые собирают плату с населения, но рассчитываться с поставщиками коммунальных услуг не спешат.
– А вы не опасаетесь, что какие–то управляющие компании в такой ситуации просто уйдут с рынка, потому что у них не хватит оборотных средств на осуществление финансово–хозяйственной деятельности?
– Это средства не УК, а РСО! Они их должны отдавать ресурсоснабжающим организациям сразу после получения, никакого оборота в собственных интересах быть не должно – это противозаконно.
– Не должны, но многие так делают…
– Раньше такая ситуация действительно была. Мы сейчас ее еженедельно мониторим, и число таких фактов постепенно сходит на нет. Именно для того, чтобы не случилось рецидива и случаев, как с ДЕЗ ЦЖР, город и настаивает, чтобы все потребители переходили на прямые договоры. Управляющие компании должны работать и развиваться на средства, которые они получают от потребителя за содержание жилого фонда. За использование средств, которые предназначены РСО, их можно привлечь к ответственности – это незаконно. ДГХ твердо стоит на том, чтобы никаких незаконных схем в коммунальном бизнесе не было.
29 УК и 26 ТСЖ работают сегодня в Сургуте. Цифра плавающая: передача управления МКД от одной организации к другой происходит регулярно. Бизнес–самочувствие всех субъектов, кроме УК «ДЕЗ ЦЖР», вполне удовлетворительное
Опубликованных комментариев пока нет.