Уникальность казаков как сословия в дореволюционной России заключалась в том, что они были одновременно и воинами, и тружениками-земледельцами. Сегодня изменились реалии их жизни, многие живут в городах, но связь с землей сохраняется.
Как известно, сибирские казаки не отличались национальной и конфессиональной однородностью. Казак всегда мыслил себя вольным человеком, но свобода воспринималась не как «что хочу, то и ворочу», а как добровольное подчинение казацкой дисциплине. Ведь его определяющей характеристикой является именно его внутренний мир, верность традициям, а не штаны с лампасами и нагайки. Закир говорит, что он долго присматривался к казакам. Казачье сочетание воли и дисциплины оказалось близким ему.
В Ханты-Мансийском районе в сельском поселении Кышик проживает семья татар Айдуковых. Всю жизнь они держали личное подсобное хозяйство. Дело для всех было знакомым. На подворье Айдуковых скотина всегда водилась для семейных нужд. В 90-е годы подворье доходило до 21 головы крупного рогатого скота. Переехав в город после армии, создав свою семью, решили в городе держать свое подсобное хозяйство. Для расширения подсобного хозяйства привлекли сестру и организовали крестьянско-фермерское хозяйство, главой которого является Закир Айдуков.
Закир с детства умел выполнять всю мужскую работу по хозяйству – косить траву и копнить сено, рубить дрова и запрягать лошадей. В прежние времена мальчишки начинали осознавать себя мужчинами с того времени, как осваивали уход за конем и могли его запрячь. Вот и став фермером, он сначала завел коз и овец, а когда предложили взять лошадей, не смог удержаться от такого соблазна. Сейчас у него пока один табун, но он рассчитывает как минимум на два. Конечно, конина у татар ценится, но на мясо в хозяйстве идут только козы и овцы. Коням он нашел другое применение. Став атаманом хутора Назымского, он предполагает использовать свой табун для казачьих нужд. Какой казак без коня? Надо, чтобы даже у городских казаков была возможность иметь лошадь. Ведь сегодня казаки станицы Ермаковской, в состав которой входит хутор Назымский, патрулируют в районе леса вместе со специалистами природнадзора и пожарными.
Современные казаки обычно не имеют навыка верховой езды и даже порой желания осваивать эти навыки. Закир считает, что нынешние экономические трудности должны исправить такое положение: «Когда приспичит – и коня оседлаешь!» – говорит он. Надеется, что в недалеком будущем начнет развиваться производство по выделке кож. Он с трудом сумел найти такого специалиста для своего хозяйства, имеет намерение открыть мини-завод по выделке овчины. Можно было бы наладить и пошив меховой одежды, однако кадровый вопрос и тут стоит остро.
Также он полагает, что учащимся кадетских классов необходимо знакомство с лошадьми. Говорит, что летом, во время каникул, в хозяйстве можно организовать кадетский палаточный лагерь для практики верховой езды. Казаки Югры участвуют и в поддержании общественного порядка, организуют походы для допризывной молодежи, военно-спортивные лагеря. Так что кышикские скакуны простаивать не будут. Конечно, содержать лошадей – дело не простое и не дешевое. Второй год летом окрестности Кышика заливает водой. Сено приходится косить по пояс в воде, но и так его не хватает, Айдуковы рубят ветки на корм скотине. Зерно приобретают в Тюмени, Тобольске, Кургане.
Закир рассказывает, что и сегодня находятся те, кто не понимает его увлечения. Но все чаще он слышит слова поддержки в свой адрес, пока от стариков. Старшее поколение довольно, что в деревне наконец появился скот, теперь есть возможность привезти на огород экологически чистое удобрение. И местные ребятишки видят настоящих животных, а не анимационные фильмы. А в окрестностях меньше стало зарослей травы (косить не надо, ее под корень поедают животные), а значит, меньше комарья и прочего гнуса.
Закир считает, что человек не должен далеко уходить от земли, отрываться от нее, земля не должна зарастать бурьяном. Сегодня в хозяйстве, по его словам, каждой твари по паре.
…Зачем человек живет? Как нужно относиться к жизни? Какие ценности беречь? Эти вопросы не принято сегодня задавать ни в школе, ни в обществе. Нам предлагают жить, не задумываясь о завтрашнем дне.
У казаков всегда было другое отношение к жизни. Ведь они жили между жизнью и смертью на протяжении всей своей истории. Вспомним Ермака. Его дружина без карт и компасов прошла тысячи километров без дорог, без мостов, движимая долгом и любовью к своему
Отечеству. Сегодня в Сибири выросли большие города, есть хорошие дороги. Но это вовсе не значит, что мы меньше должны ценить то наследство – и материальное, и духовное, которое нам оставили предки. И не только ценить, но и стараться следовать их примеру.
Опубликованных комментариев пока нет.