Последние новости

16:45

Тронувшийся лед сломал ограждения на набережной Сургута

16:31

Водителя упавшего в Мойку автобуса отправили под стражу на два месяца

16:16

В Урае пьяный водитель разбил несколько машин, убегая от полиции

10 мая

Наталья Комарова поздравила Михаила Мишустина с назначением на пост премьера

15:41

Директор Депздрава Югры поздравил с профессиональным праздником медсестёр и медбратьев регион...

15:19

Власти Нижневартовска ввели особый режим из-за угрозы подтопления

14:56

Крыша повреждённого в Белгороде дома обрушилась на спасателей

9 мая

В Москве прошел Парад Победы

14:43

Губернатор Гладков на месте обрушения подъезда в Белгороде помогает разгребать завалы

14:04

Реконструкция трассы Югорск – Таежный выполнена почти на 20 %

13:37

В Белгороде ракета противника попала в многоэтажный дом, под завалами находятся, люди

9 мая

Губернатор Югры возложила цветы к мемориалу «Воинам-землякам» в Нижневартовске

13:05

Лучший кардиолог Югры работает в Окружном кардиологическом диспансере

12:29

Одиннадцать школьников Югры стали призёрами Всероссийской олимпиады

12:00

Ряпушка Варя и Налим Максим: новые герои от Авито научат школьников безопасно покупать и продав...

8 мая

Наталья Комарова поручила синхронизировать проекты Югры с Указом Президента

Читать все новости

Югорские эксперты обсудили концепцию и подходы к преподаванию курса «Основы российской государственности»

В Югре
25 апреля 2023 14:09
Фото: Александр Онопа

В российских вузах будут преподавать «Основы российской государственности».  Поручение о разработке и включении в образовательные программы вузов новой дисциплины президент Владимир Путин подписал в январе. Каково содержание курса, что думают о нем югорские эксперты  – читайте в нашем материале.

Основа для гуманитарных дисциплин

Главная задача курса — борьба со стереотипами о разрыве между обществом и государством. У общества и государства – общие идеалы, стремления и цели.

Курс будет введен в вузы уже с сентября 2023 года. В его разработке и обсуждении приняли участие 3 тысячи преподавателей из 562 университетов России. Уже определены опорные вузы, на базе которых будут созданы межрегиональные (территориальные) научно-методические, информационные центры. Их деятельность направлена на разработку содержания, механизмов реализации, а также обеспечение экспертной и информационной поддержки курса.

Новый курс рассчитан на 72 часа, из них 18–20 часов — внеаудиторная нагрузка. Курс будет состоять из пяти частей: «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство» и «Вызовы будущего и развитие страны».

Участники «Экспертного клуба»  сошлись во мнении, что модуль, безусловно актуален.

«Разрыв между обществом и государством в понимании блага, продолжает увеличиваться. Искажение духовно-нравственного примата в пользу приверженности гедонизма и возведению денег в ранг нового божества, только усиливает аномию в сегодняшнем обществе.  Введение новой программы позволит заложить еще один камень в планомерной работе по корректировке поведения молодежи, в части восприятии государства, в котором они живут»- говорит аспирант Института государства и права СурГУ Антон Боровихин.

 По мнению эксперта, вкладывать понимание важности взаимодействия органов власти и конкретного человека необходимо со школьной скамьи, и поступательно продолжать в  ВУЗах и СУЗах. В  рамках курса важно говорить не только о единстве народа и государства, но и важности формирования гражданского общества, становящегося помощником государства на этапе реализации им своих полномочий. Функции ежедневного контроля, единственным эффективным актором которого является каждый человек, позволит вовлечь жителей страны в ежедневные политические процессы и активную гражданскую роль.

Чтобы не победил Хаос

Между тем, участники дискуссии отмечают, что концепцию глобализации, мира «без границ», космополитизма, которую Запад десятилетиями формировал, в том числе и в нашей стране, изжить будет сложно.  Курс, сам по себе, не решит проблему – это всего лишь один из механизмов ее решения, и что особенно важно, подход в данном случае должен быть системным. По мнению эксперта Изборского клуба Ильи Верховского курс «основы Российской государственности» необходимо было вводить в вузовские и школьные гораздо раньше:

«Образование и просвещение молодёжи, в первую очередь философско-политическое - это то, чем мы можем противостоять духу вырождения нового постсоветского времени. На наших глазах произошла не только смена поколений, но и смена эпох».

По словам эксперта, модерн умер вместе с 20-м веком, нынешнее поколение - живёт уже в мировоззренческом хаосе постмодерна с его «клиповым сознанием»  (Тик-Ток, мемы), смешением всего и вся и разъедающей смыслы иронией, или, как говорит молодежь - сарказмом.

«Образы государственности и патриотизма - уже представляются молодёжи только в виде мемов о "скрепах", ватниках" и т.д.. Образование и просвещение в прежнем, систематическом виде - растворено постмодерном, обращено им в фикцию, иллюзию. Значит, нужно воссоздавать истинное образование и просвещение, как системные элементы образа социума. Иначе - Хаос победит»,-отмечает Верховский.

 В центре внимания участников «Экспертного клуба» были такие вопросы как подготовка вузов к курсу , а главное преподавателей, которые смогут выдать реально историческую сложность, связанную преодолением вызовов российской государственности.  История носит междисциплинарный характер,  и по мнению экспертов, довольно сложно будет найти идеальную конструкцию.  

«Дисциплина «Основы российской государственности» сама по себе важна в рамках общего курса для всех студентов, - отмечает генеральный директор генерального Исторического парка «Россия - моя история» в Сургуте Виталий Малыхин. -  Способна ли она позитивно повлиять на чувство гражданственности и патриотизма, можно понять после того, как станет понятна программа курса, подготовлен базовый учебник. Система обучения и воспитания всегда стояла на следующем фундаменте: «Что даем?»,  «Как и сколько даем?», «Кто дает?»  Будет наработана практика, тогда и будем делать выводы».

Об обязанностях гражданина

 Еще один немаловажный вопрос - в  какой контекст будет встраиваться курс в целом, чем будет подкреплен? К примеру в бытность СССР  история государственности как  в контексте истории КПСС  читали и физикам и лирикам, это был обязательный курс. Он выстраивал и определял идеологию молодого студента к окружающему обществу.  При этом курс был подкреплен философией, политэкономией, в принципе, действовала четко структурированная, продуманная  система  воспитания гражданина страны, встроенная в идеологию страны рабочих и крестьян. Что предлагают сегодня, какие задачи должен решать курс - эти вопросы вызвали горячие дебаты.

Директор юридического института ЮГУ Станислав Розенко  уверен, что курс должен также решать задачи приобщения к статусу российского гражданина, его прав, обязанностей и ответственности.

«Значение данной дисциплины является системным, поскольку на ее основе реализуются другие социально-гуманитарные дисциплины. В Югорском государственном университете, как ведущем ВУЗе Югры, подготовка реализации данного курса осуществляется во взаимодействии с региональным отделением Ассоциации юристов России и региональными экспертами Ассоциации «Независимый общественный мониторинг». Думается, что студенты отнесутся положительно, с учетом преподавания этой дисциплины как проектной и с обязательным участием представителей патриотических общественных организаций», - высказал свою точку зрения Розенко.

Эксперты отметили просветительскую направленность курса. Эта работу вести абсолютно необходимо, потому что даже простой рассказ об истории российского государства и устройстве современного российского государства, отвечает на очень многие вопросы школьников и студентов, расширяет их мировоззрение, формирует понимание современных, в том числе политических, процессов без всякого навязывания каких-то идеологических постулатов.

«По сути эта дисциплина - логичное продолжение того, что ввели сейчас в школах, поднятие флага, разговоры о важном и т.д. Студенты - люди с уже сформированным мировоззрением, но узнавая детали того как строилось наше государство, через какие испытания и внешнее давление ему приходилось проходить всю свою историю, они гораздо лучше смогут понять текущее политические процессы, с которыми может быть не совсем согласны. Патриотизм возможен лишь тогда, когда мы все будем ощущать себя частью чего-то общего, родного и очень сильного!», - отмечает  заместитель председателя Молодёжной палаты при Думе  Сургута Влад Брылеев.

Ставка на молодежь не случайна - это наиболее благоприятная «среда», в которой быстро прививается и прорастает  «разумное, вечное, доброе». 

«Пора переходить от бесконечных разговоров о важности  воспитания любви к Родине, о патриотизме, о национальной идее  к конкретным делам,-констатирует преподаватель истории и обществоведения, аспирант СурГУ Михаил Ляхов.-  Введение данной дисциплины, причем не только в вузах, но и желательно в школах, и может  в корне изменить ситуацию. Необходимо внедрить подобные курсы/дисциплины /учебные предметы гораздо ранее. Развитие патриотизма это всегда положительная идея». 

В целом инициативу  внедрения курса «Основы российской государственности» эксперты оценили позитивно. Они уверены, что тем самым будет заложена основа для движения в этом направлении.

Аспирант Института государства и права СурГУ Антон Боровихин:

«Введение новой программы позволит заложить еще один камень в планомерной работе по корректировке поведения молодежи, в части восприятии государства, в котором они живут».

Заместитель председателя Молодёжной палаты при Думе Сургута Влад Брылеев:

«Воспитание патриотизма - это не только дом, садик и школа, это комплексная работа, на протяжении всей жизни человека».

Генеральный директор генерального Исторического парка «Россия - моя история» в Сургуте Виталий Малыхин:

«Дисциплина «Основы российской государственности» сама по себе важна в рамках общего курса для всех студентов".

Директор юридического института ЮГУ Станислав Розенко:  

«Введение новой программы позволит заложить еще один камень в планомерной работе по корректировке поведения молодежи, в части восприятии государства, в котором они живут».

Преподаватель истории и обществоведения, аспирант СурГУ Михаил Ляхов:

«Введение данной дисциплины, причем не только в вузах, но и желательно в школах. Необходимо внедрить подобные курсы/дисциплины /учебные предметы гораздо ранее».

Эксперт Изборского клуба Илья Верховский (Югра):

«Образование и просвещение молодёжи, в первую очередь философско-политическое - это то, чем мы можем противостоять духу вырождения нового постсоветского времени» .  






0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

16:45

Тронувшийся лед сломал ограждения на набережной Сургута

16:31

Водителя упавшего в Мойку автобуса отправили под стражу на два месяца

16:16

В Урае пьяный водитель разбил несколько машин, убегая от полиции

10 мая

Наталья Комарова поздравила Михаила Мишустина с назначением на пост премьера

15:41

Директор Депздрава Югры поздравил с профессиональным праздником медсестёр и медбратьев регион...

15:19

Власти Нижневартовска ввели особый режим из-за угрозы подтопления

14:56

Крыша повреждённого в Белгороде дома обрушилась на спасателей

9 мая

В Москве прошел Парад Победы

14:43

Губернатор Гладков на месте обрушения подъезда в Белгороде помогает разгребать завалы

14:04

Реконструкция трассы Югорск – Таежный выполнена почти на 20 %

13:37

В Белгороде ракета противника попала в многоэтажный дом, под завалами находятся, люди

9 мая

Губернатор Югры возложила цветы к мемориалу «Воинам-землякам» в Нижневартовске

13:05

Лучший кардиолог Югры работает в Окружном кардиологическом диспансере

12:29

Одиннадцать школьников Югры стали призёрами Всероссийской олимпиады

12:00

Ряпушка Варя и Налим Максим: новые герои от Авито научат школьников безопасно покупать и продав...

8 мая

Наталья Комарова поручила синхронизировать проекты Югры с Указом Президента

Читать все новости