Птицы - постоянные спутники человека с момента его появления. Недаром о них сложено множество легенд и сказаний. Крылатый образ издавна выступал воплощением мировоззрения людей в материальных объектах: птичьи фигурки отливали в металле, орнаментом с изображением птиц украшали текстиль, детские вещи и бытовые предметы. В фондах Сургутского краеведческого музея есть одна уникальная находка – фигурка совы, отлитая из бронзы. Археологи датировали изображение хищной птицы II-III вв. н.э.
На территории лесного Приуралья и севера Западной Сибири были обнаружены сходные бронзовые изображения птиц с развернутыми крыльями, короткими лапами, с личиной на груди. Они были широко распространены в культурах раннего Железного века и Средневековья. Именно в это время высокого совершенства достигло качество отливок и тщательность их последующей обработки. И это несмотря на то, что в Западно-Сибирской низменности не было рудных источников меди и олова, почему и местное население было зависимым от поставок металла.
Ученые до сих пор пытаются понять скрытый смысл загадочного образа, воплощенного в отливке. В культовых фигурках опытные специалисты видят не только изображения тотемных животных и птиц, но и более сложные мифологические образы и композиции. Многие исследователи Сибири связывали образ филина с солнечной птицей Карс – персонажем из угорской мифологии, который противостоит так называемому Нижнему миру. По описанию российского этнографа Серафима Патканова, крылатый или небесный Карс в легендах ханты и манси – это фантастическая птица гигантских размеров с человекоподобной головой, большим клювом, двумя мощными крыльями и руками с длинными и острыми когтями. Она обладает огромной силой и может унести на спине человека, переправляя его из Нижнего мира в Верхний. Согласно поверьям, на орлах – громадных «ездовых птицах» – местные шаманы поднимались к своему высшему божеству – Торуму.
Есть предположение, что представления об этой мифической птице зародились еще в эпоху бронзы, во время контактов Западно-Сибирских угров с миром скотоводов-арийцев, обитавших в урало-казахстанских степях.
При детальном рассмотрении находки можно заметить две процарапанные мелкие остроголовые личины, расположенные симметрично на туловище птицы. Вероятно, они олицетворяли божеств, духов или героев-воинов в островерхих шлемах. Эти знаки – отражение сложного духовного мира древних обитателей тайги. Подобные прорисовки встречаются на бронзовых и серебряных привозных изделиях, на вещах местного производства и датируются второй половиной раннего Железного века.
Интересно социально-функциональное предназначение этого уникального предмета. Украшения раннего Железного века и изображения на них несли не только декоративную функцию, - они должны были подчеркивать социальный статус человека. В таежном Приобье птицевидные накладки использовались как отличительные знаки парадных костюмов мужской элиты. Обычно их носили с собой общинные вожди, вожди-богатыри.
Опубликованных комментариев пока нет.