Последние новости

21:30

Публикуем «Мещанские истории» читательницы «Новостей Югры»

20:20

В Красноярске состоялся форум, посвященный антитеррору

20:14

В Югре выделят миллиард рублей на субсидии крестьянско-фермерским хозяйствам

30 июня

Как в Югре заботятся о пожилых людях

19:42

Гособвинение запросило пожизненный срок лишения свободы для Юрия Чекина

17:19

Жители Югры могут поучаствовать в выращивании малька осетра

16:55

Руслан Кухарук наградил победителей Кубка губернатора по гребле на обласах

30 июня

Какие чаще всего в Югре совершаются IT-преступления

16:01

Бойцы СВО из Югры прошли курс обучения на инструкторов по тактико-штурмовой подготовке

15:00

Боец из Сургута стал участником проекта «Лучшие люди страны»

14:05

Медийщики Югры приняли участие в интенсиве Мастерской новых медиа

30 июня

В Югре растет популярность IT-профессий

13:00

Пропавшие в пойме Оби жители Югры дали знать о себе

12:10

Награды из рук губернатора: лучших выпускников 2024 года чествовали в Югре

11:47

Жительнице Сургутского района предъявили обвинение в убийстве супруга

30 июня

Ветеран СВО из Югры помог задержать педофила

Читать все новости

Заодно с остальным миром

У детей-аутистов должна быть возможность готовиться к школе.

Фото: Юлия Панова

Маленькая Кира совершенно очаровательна в своем черном школьном платье с большим кружевным белым воротником.

Она достает тетрадки из портфеля, садится за парту и погружается в работу. В классе она одна, невидимой стеной огорожена в дальнем его уголке от целого мира и даже со спины прикрыта демонстрационной доской – так спокойней. Полина родилась особенной, ей кажется, будто школьные товарищи ей не нужны, а значит, не нужен ни один из способов коммуникации. Однако педагоги школы, в которой она учится, знают: Полина будет общаться со сверстниками. Не сразу, но будет. Она научится замечать мир вокруг себя.

Руки запомнят

По данным Нижневартовской психоневрологической больницы, в Нижневартовске в прошлом году проживало 86 детей с расстройствами аутистического спектра. 38 из них – обучаются в нижневартовской общеобразовательной санаторной школе.

В одном из кабинетов дефектолог Наталья Гайдушенко дает второклассникам метапредметный урок. Это одновременно и «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство». В классе пятеро учеников и четверо взрослых. У  Натальи Егоровны на уроке три ассистента-помощника, которые помогают детям овладеть знаниями и навыками.

- Берем два уголка и сгибаем к середине листа, - Наталья Егоровна говорит медленно, четко, громко и показывает – так, словно в замедленном воспроизведении видео. Но Андрей все равно не смотрит, боковым зрением изучая предметы вокруг. Однако тьютер Ирина Марущенко берет его руки и выполняет ими все, что положено. Эти движения останутся у мальчика в механической памяти рук. Не сразу, но руки научатся, а через руки – и голова.

Артем каждые пять минут выскакивает из класса – вымыть руки от попавшего на них клея. Дети с расстройствами аутистического спектра болезненно реагируют на прикосновение чего-либо постороннего к их телу. В процессе бесконечного мытья рук Артема постоянно сопровождает тьютер. Неразлучной парой они покидают класс и возвращаются. Становится очевидным: если бы в классе работал один педагог, урок был бы невозможен.

Заведующая центром по работе с детьми-аутистами санаторной школы Наталья Карсакова рассказала: все тьютеры прошли специальную подготовку. В России работает пять стажировочных площадок, где обучают на тьютеров. Одна из основных – Московский государственный педагогический университет. Когда-то тьютеры были заботой родителей. Теперь родителям нужно просто привести особенного ребенка в школу.     

Удивительно, но школа всегда готова к определенному количеству особенных детей, наперед просчитывая,  сколько тьюте-

ров им потребуется в будущем году. Дело в том, что в феврале школа набирает будущих выпускников. Как правило, все они приходят по направлению медико-психолого-педагогической комиссии, где и указывается, что ребенку необходимо в школе сопровождение. Это дает основание обращаться в департамент образования с просьбой о создании   ставки ассистен-та-помощника. Все эти меры по созданию особых образовательных условий предусмотрены статьей   79 Закона «Об образовании».   

Им нужен детский сад

Однако говорить о том, что проблем в образовании детей с расстройствами аутистического спектра нет, преждевременно. Директор Нижневартовской санаторной школы Мухамат Ишбаев главную проблему в помощи детям-аутистам видит в том, что для них не существует условий для подготовки к школе. По его словам, ребята с особенностями развития начинают свое образование, минуя первую ступень, то есть дошкольное образование. Они приходят в школу из дома совершенно неподготовлен-

ными. Для детей с особенностями развития в отличие от обычных их ровесников это на самом деле критично. Ведь им нужно намного больше времени, чтобы привыкнуть к новым условиям. Наверстать упущенное время сложно.

У педагогов санаторной школы уходит порой месяцев восемь, а то и весь первый год, чтобы у детей-аутистов сформировать так называемое учебное поведение. А ведь у учителей совсем другая задача - им с учениками нужно с первых дней осваивать учебную программу.

- Мы часто слышим о том, что многое делается в нижневартовской системе образования для того, чтобы дошкольное образование стало доступным, чтобы мест в детских садах хватало всем, - отметил Мухамат Ишбаев. - Думаю, пора начать работу по созданию специализированной группы для детей с расстройствами аутистического спектра на базе одного из дошкольных образовательных учреждений.

Наталья Карсакова не сомневается: «дети дождя» могут обучаться в системе инклюзивного образования, среди обычных детей. Мало того, им это даже полезно. Однако на начальном этапе их к этому нужно долго и кропотливо подготавливать – по специальной программе. Каким образом? В санаторной школе нам об этом не только рассказали, но и показали.

Не по слогам

В первую очередь мы увидели те особые образовательные условия, которые необходимы для обучения детей-аутистов, заглянули в учебный класс для детей-аутистов. Он не такой, что мы привыкли видеть в обычных общеобразовательных школах, и, по сути, состоит из двух смежных комнат: той, где идет урок, и той, куда можно выйти отдохнуть прямо во время урока. Особенность «детей дождя» такова, что в какой-то миг им обязательно нужно выйти из группы и из процесса урока для того, чтобы почувствовать внутреннее равновесие, успокоиться и быть готовым дальше воспринимать информацию.

В учебном кабинете у каждого свое, индивидуальное место. Парта рассчитана на двоих, но соседом по парте ребенка -аутиста является тьютер – помощник в выполнении учебных действий, которые вызовут затруднения. Все парты стоят придвинутыми к стене, а с боков огорожены панелями. Таким образом, учебное пространство замыкается с трех сторон, а значит, становится наиболее комфортным для ребенка-аутиста. «Стул» - крупно  начертано на спинке стула.

- Все предметы, которые находятся на уровне глаз детей,  в комнате подписаны – так мы готовим детей к чтению, - объясняет учитель Яна Белоусова. – Все дело в том, что у детей-аутистов зрительная память феноменальная, они просто фотографируют глазами. Они учатся читать не по слогам, а запоминая слова целиком. 

Некоторые надписи сделаны печатным шрифтом, другие – прописными буквами. Особенные ученики Яны Валерьевны мигом запомнят и то и другое написание слов.

Над партой - план, в котором подробно расписаны все этапы урока. Обычно учителя пишут такой план для себя, но для учеников этого класса он необходим тоже. Яна Валерьевна объясняет: ее ученики не могут держать в голове весь алгоритм действий, это может создавать у них тревожность. Когда же последовательность действий расписана перед глазами, тревожность снижается. Дети-аутисты также не ориентируются во времени, поэтому время в классе для них тоже визуализировано: на каждом столе – песочные часы. Так ученик видит, как утекает время, отведенное на ту или иную работу.

Но мы покидаем необычный класс и отправляемся в сенсорную комнату, где и начинается урок. Класс состоит всего лишь из шести человек, пять тьютеров находятся рядом с ними, помогая учителю вести урок. Для начала ребята вместе со своими помощниками усаживаются в круг  и берутся за руки. Это серьезное достижение для них, которое получилось не сразу. Смотреть друг на друга, позволить прикасаться к себе или прикоснуться к другому противоречит их особенным внутренним настройкам, ведь это означает признать, ощутить, что внешний мир существует, а в нем другие – похожие и непохожие на тебя люди!

Я здесь!

Все эти ребята первые шаги в обучении  делали так же, как Кира  - в полном уединении. Теперь они группа, чуть позже в их группу вольются обычные дети.

- В самом деле, группу создаем постепенно, – комментирует Наталья Карсакова. – Сначала   ученик общается лишь с педагогом, потом на уроке появляются одновременно два ученика – каждый со своим тьютером, затем постепенно в их группу вливается третий, и так постепенно их становится в классе шестеро. Иногда на то, чтобы одного ребенка ввести в круг сверстников, уходит год. Этот год мог бы в их жизни быть «короче», если бы в дошкольном учреждении была создана специализированная группа для детей-аутистов.

Наталья Карсакова рассказывает: для того чтобы сделать свою работу в будущем эффективнее, педагоги школы по собственной инициативе  находят дошкольников – детей с расстройствами аутистического спектра и занимаются со своими будущими учениками подготовительной работой, такой, которая происходит в том числе сейчас в сенсорной комнате.

В тесном кружке «детей дождя» зажигают в темноте свечу. Свеча стараниями специалиста-психолога  Натальи Мурзиной зажигаться никак не желает, и ребятишкам приходится раз за разом повторять магические слова: «Раз, два, три. Свеча, гори». Лишь после того, как сказано это всеми, одновременно, дружно, свеча загорается. Так они учатся объединять усилия и говорить. Дальше начинается вроде бы очень простенькая игра. Учитель накрывает Алешу легким платком и спрашивает: «Где Алеша?» Ребята должны, показывая пальцем на Алешу, сказать: «Там!»  Сколько раз в детстве я слышала от взрослых: «Показывать пальцем неприлично!»  Но этим детям указательный жест, который согласно особенностям их развития не формируется естественно, может помочь быть понятыми.

Так же кропотливо здесь учат ребят многому, что для других детей совершенно естественно: говорить о себе «я», указывать на себя.

- Я здесь! – сдернув платок, обнаруживает себя  Алеша, прикладывая руку к груди, и счастливо улыбается. И любая «пятерка» за выученный стих или таблицу умножения меркнет перед значимостью этой улыбки.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

21:30

Публикуем «Мещанские истории» читательницы «Новостей Югры»

20:20

В Красноярске состоялся форум, посвященный антитеррору

20:14

В Югре выделят миллиард рублей на субсидии крестьянско-фермерским хозяйствам

30 июня

Как в Югре заботятся о пожилых людях

19:42

Гособвинение запросило пожизненный срок лишения свободы для Юрия Чекина

17:19

Жители Югры могут поучаствовать в выращивании малька осетра

16:55

Руслан Кухарук наградил победителей Кубка губернатора по гребле на обласах

30 июня

Какие чаще всего в Югре совершаются IT-преступления

16:01

Бойцы СВО из Югры прошли курс обучения на инструкторов по тактико-штурмовой подготовке

15:00

Боец из Сургута стал участником проекта «Лучшие люди страны»

14:05

Медийщики Югры приняли участие в интенсиве Мастерской новых медиа

30 июня

В Югре растет популярность IT-профессий

13:00

Пропавшие в пойме Оби жители Югры дали знать о себе

12:10

Награды из рук губернатора: лучших выпускников 2024 года чествовали в Югре

11:47

Жительнице Сургутского района предъявили обвинение в убийстве супруга

30 июня

Ветеран СВО из Югры помог задержать педофила

Читать все новости