Реклама – двигатель торговли. Этот постулат не нов, им руководствовались производители с давних времен. Среди передовых отечественных предпринимателей XIX века, активно использовавших рекламу своей продукции, можно назвать имя Алексея Ивановича Абрикосова. Этот русский фабрикант основал в 1880 году одно из самых успешных и крупных кондитерских предприятий своего времени «Фабрично-торговое товарищество А.И. Абрикосова сыновей». Запомнились его сладости необычной упаковкой. Две из них можно увидеть в Сургутском краеведческом музее.
Товарищество выпускало великое множество сладостей: мармелад, пастилу, пряники, конфеты, печенье. Кроме заботы о качестве выпускаемой продукции, Алексей Абрикосов старался сделать свой продукт узнаваемым для потребителей. Упаковки с его лакомствами сильно отличались от других своим дизайном и потому запоминались покупателям. При фабрике даже был создан специальный цех по упаковке. Более того, к созданию эскизов конфетных фантиков и этикеток, декорированию упаковки и дизайну рекламных плакатов привлекались известные художники. Абрикосовские сладости поступали в продажу и в оригинальных стеклянных банках, и в металлических, картонных, деревянных коробках. Благодаря удачному ведению дел, обороты фабрики росли. Магазины розничной торговли и оптовые склады Абрикосова были открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Симферополе, Иркутске, Владивостоке.
Товар пользовался спросом у широкого круга покупателей. А яркие, красивые, удобные коробки они оставляли и после того, как сладости были съедены. В них держали разные мелкие предметы. Многие покупатели их даже коллекционировали. Две такие упаковки хранятся в нашем музее: стеклянная баночка в форме горшочка с логотипом компании и жестяная банка из-под соломки. Эти предметы занимают достойное место среди музейных экспонатов, хотя изначально имели совершенно утилитарное значение. Коробка из-под соломки выполнена из жести, простой прямоугольной формы с откидывающейся крышкой. Все ее стороны красиво расписаны. Выдержан единый стиль, при том, что каждая из сторон с индивидуальным изображением. Оформление, характерное для начала прошлого века.
Жестяная упаковка, как разновидность тары, стала особенно популярной в 1880 годах, когда был разработан способ нанесения изображения на жесть методом хромолитографии. Этот материал был удобен для производства благодаря сочетанию относительной дешевизны, долговечности, прочности и надежности.
В изобразительный мотив коробки органично вписан и знак «Поставщик Двора его Императорского Величества», который «Товариществу А.И. Абрикосова сыновей» разрешено было ставить на своих изделиях после очередной победы на Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1899 году. Этот своеобразный знак качества подтверждал высокую и заслуженную оценку товаров Абрикосовых и увеличивал количество покупателей их продукции.
Кстати, наследником кондитерского производства Абрикосовых стала фабрика, известная теперь под маркой «Бабаевский», поскольку после революции товарищество постигла участь всех подобных предприятий. В 1919 году фабрика «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей» была национализирована, а в 1922 году получила имя российского революционера Петра Бабаева.
Опубликованных комментариев пока нет.