Вопрос о строительстве часовни на месте массовых захоронений расстрелянных в годы репрессий вызвал острую дискуссию, которая четко выявила «кто есть кто» в нашем обществе: кто, действительно, ратует за возрождение истинной духовности нашего народа, которая неотделима от православной веры в Бога, а кто выступает за это лишь на словах или подменяет духовность ее мирскими суррогатами.
В связи с этим показательна статья участника движения «Суть времени» Михаила Михайловского с громким претенциозным названием «Устали каяться» (http://ugra-news.ru/blogsauthors/21343).
Безапелляционный, пафосный тон, претензия на выражение позиции всего русского народа, манипулятивное, внутренне противоречивое, богословски невежественное, оскорбительное для верующих содержание статьи заставляют отреагировать и разобраться в том, что, собственно, происходит.
Прежде всего, совершенно неверно и манипулятивно отождествление покаяния и либерально-перестроечной идеологии.
Покаяние – это внутреннее, личное очищение человека перед Богом, предполагающее осознание своих грехов, раскаяние в них и обещание больше их не совершать. Покаяние должно сопровождать всю жизнь человека. В этом – залог его духовного преображения и спасения. Верующий, в принципе, не может устать каяться. Неверующие, нецерковные люди, кстати, тоже, поскольку они еще и не начинали. Церковь всю свою историю призывала людей и народы к покаянию и исправлению своей жизни перед Богом. Не устает Она делать это и сейчас. В этом заключается Ее исконная миссия перед Богом и людьми.
И что же здесь общего с перестроечным стремлением низвержения всего советского и насаждения западно-либеральных ценностей?! Вопрос риторический.
Автор грубо извращает позицию Русской Православной Церкви по отношению к Российской истории советского периода. Мы выступаем за объективное, взвешенное изучение советской истории. Это означает, что все нужно называть своими именами, руководствуясь Евангелием и совестью, а не мазать все одной краской. Здесь подход «или-или» не подходит. Злодеяния нужно называть злодеяниями и осуждать, подвиги и достижения называть подвигами и достижениями и прославлять.
Православные не только так считают, но и воплощают эту позицию в многочисленных научных исследованиях, публикациях, монографиях о церковно-государственных отношениях в советский период. Уничтожение священнослужителей, мирян по принципу классовой борьбы, политика самых масштабных за всю историю гонений на Церковь при Ленине, Сталине и других советских лидерах, так же как и безбожная, атеистическая, марксистко-ленинская идеология, лежащая в основе преследований за веру, это зло, как и все то, что не ведет человека к соединению с Богом в Его вечном Царстве. И православные, действительно, встали бы на сторону дьявола, если бы этого не утверждали. Слава Богу, что это не так и православные и в этом случае находятся на правой стороне.
Причина ужасных трагедий нашего народа в ХХ в. – грех, отступление от Бога. Когда человек или народ свободно отрекается от Христа, идет путем безбожия, тогда он, действительно, делает себя рабом дьявола и обесчеловечивается. Тогда и происходит то, о чем еще в ХIХ в. предсказывал Федор Михайлович Достоевский в «Бесах», «Братьях Карамазовых» и других своих пророческих произведениях.
Верхом цинизма и абсурда является обвинение православных в солидаризации с дьяволом, в желании разрушить нашу страну. И все это за наше желание почтить память невинно убиенных строительством часовни.
Как естественное для верующих желание построить еще один храм, где будет возноситься молитва о нашем народе и стране, можно оценивать как антигосударственную деятельность?! Это уже за гранью морали и здравого смысла. Когда белое объявляется черным, а черное – белым, это явное проявление постмодерного сюрреализма и либеральной подмены понятий.
Специально для автора, который, видимо, сомневается в самом факте захоронений на месте предполагаемого строительства часовни, приводим историческую справку: «В поселке Остяко-Вогульск (с 1940 – г. Ханты-Мансийск) в 1937–1938 одним из мест захоронения расстрелянных по приговорам тройки УНКВД Омской области был хозяйственный двор тюрьмы окротдела НКВД. Точное число захороненных неизвестно, составлен поименный список на 616 человек, расстрелянных в Ханты-Мансийске с 1937 по 1942. Здание тюрьмы не сохранилось, на его месте находился пустырь, на котором в 1997 был установлен семиметровый поклонный крест с табличкой: «Вечная память жертвам политических репрессий, безвинно расстрелянным в 1937–1938 годах в городе Ханты-Мансийске и нашедшим упокоение в этой земле. На этом месте будет воздвигнута часовня». По обе стороны от креста находились стенды с именами расстрелянных (598 человек). В 2002 мемориальная композиция была демонтирована, а памятный крест перенесен на территорию Покровской церкви (микрорайон Самарово). В настоящее время на месте захоронений находится автостоянка Концертно-театрального центра «Югра-Классик» (http://mapofmemory.org/86-01).
Вопреки заявлению автора, мы не считаем и никогда не считали, что все расстрелянные были православными. Однако православных было большинство среди них. Присутствие среди расстрелянных представителей других убеждений не отрицает возможности строительства часовни. Ведь, и на русских кладбищах стоят православные храмы, хотя там тоже покоятся люди разных вероисповеданий.
Автор безапелляционно заявляет, что за 30 лет русский народ устал каяться, что подразумевает, что уже и не нужно. При этом он апеллирует к неким многочисленным мифическим соцопросам, стыдливо умалчивая о том, кто, когда и где их проводил.
Но никому нельзя говорить от имени всего народа. Правда в том, что за эти годы многие пришли к вере и начали свой путь покаяния и спасения. Многие так и остаются во тьме духовного невежества, неверия и еще даже не начинали каяться. Многие стоят на пороге храма, задумавшись о своих отношениях с Богом и ближними.
Великое призвание нашей страны, высочайший идеал которой Святая Русь, действительно, заключается в миссии удержания себя и всего мира от падения в пропасть греха и безбожия. В этой связи трагические события Русской истории являются чрезвычайно поучительным уроком для всех.
Залогом возрождения и усиления России является настоящее покаяние и искренняя молитва. Это два столпа, на которых всегда держалась Русь, которые не давали ей погибнуть во времена тяжелейших испытаний. Без них никакой истинный мессианизм невозможен, он просто извратиться в свою противоположность и приведет нас к отказу от своего духовного первородства.
Чтобы возрождать, поддерживать и усиливать веру, покаяние и молитву, чтобы исцелять души людей и нужны православные храмы. И чем больше их будет, тем лучше.