Мы проживаем в ней детство и юность, прощаемся, скучаем, забываем в вихре взрослой жизни. Если в школу возвращаются ее ученики, значит это не просто школа, а место силы, как малая родина. Таким местом для многих уже 30 лет является школа №21 в Нижневартовске.
– Наши педагоги, как правило, придя однажды в двадцать первую, не меняют свою судьбу, – говорит директор школы Елена Владимировна Афанасьева.
Большинство учителей работают здесь более 10, 20 и даже 30 лет. Почему они остаются верны своей профессии? Мне понравилось объяснение Елены Владимировны:
– Каждый человек хочет, чтобы его жизнь была наполнена красотой. А самое красивое в жизни – когда видишь ребенка, любишь его, заботишься о нем.
Действительно, нет ничего прекраснее детей. Их искренность, непосредственность, природная любознательность, открытость души наполняют мир светом. Но как сохранить эти качества, помочь ребенку пронести их через жизненный путь? Я думаю, ответ на этот вопрос знают учителя, и в первую очередь педагоги начальной школы.
От сердца к сердцу
Венера Касимовна Черевко работает в школе № 21 почти 30 лет. Сейчас ее ученики приводят к ней своих внуков. Тихий голос, спокойствие и умиротворение во взгляде и жестах. Про ее детей говорят: самые добрые. Спрашиваю: в чем секрет?
– Доброта должна идти от сердца, тогда она будет восприниматься детьми. Мне приятно видеть в уже повзрослевших учениках свою частичку, которую ты заботливо вложил. В этом и есть смысл работы.
– Каждые четыре года берешь новый класс с трепетом, думаешь: какие они будут? Тяжело перестроиться после четвертого класса на малышей. Но они быстро становятся частью тебя, и уже оберегаешь их, как коршун, – с улыбкой в глазах говорит Ольга Юркевич.
Трудно представить, что эта молодая красивая женщина работает в этой школе уже 25 лет. За 11 лет педагог, дети и родители стали одной большой семьей.
Лариса Ивановна Гнездилова: «Они называли меня второй мамой. Отношения были доверительными в мелочах. У нас была традиция: каждое утро я приходила на первый урок и желала им хорошего дня. Стоило мне не появиться, они сразу звонили, спрашивали: что случилось».
После долгого перерыва Наталия Григорьевна Любченко опять вернулась в школу.
Всю теплоту и нежность надо отдавать им, потому что будущее закладывается в школе. Иногда приходится сердиться, я говорю: сейчас буду строгой и злой. Они смеются – не верят, что такое возможно.
Дети приходят в школу с горящими глазами, им все интересно. Но со временем острота новых открытий притупляется. Настоящий учитель скажет: чтобы огонь в детских глазах не потух, нужно гореть самим. Светлана Данила – учитель биологии и географии, работает в школе второй год.
– В школе не бывает скучно. Целый день все меняется, у меня масса дел и впечатлений, – увлеченно рассказывает молодой педагог о своей работе. – Каждую весну мы с детьми ходим в лес, собираем растения, рассматриваем грибы, определяем голоса птиц. Им очень нравится.
– Способности у всех разные, самое главное – выйти из школы хорошим человеком, – убеждена Валерия Юркевич, учитель английского языка, а в прошлом – ученица школы №21. – Когда я пришла в родную школу как учитель, поняла: все изменилось. У нас было строго, никаких вольностей. Учитель – непререкаемый авторитет. Сейчас наши отношения с детьми можно назвать сотрудничеством: учимся друг у друга. Но, как и прежде, мы обязаны привить детям доброту, уважение и честность.
Гаджеты против литературы
Конечно, не все так просто. В век информационных технологий учителям приходится буквально бороться за внимание и время ребенка с различными гаджетами. Особенно сильное противостояние идет на уроках русского языка и литературы.
– Я своим детям всегда говорю, что литература – единственный предмет в школе, который учит душу человека. Многие дети сейчас вообще не читают, у них нет времени на книги. А ведь любовь к чтению закладывается в семье, еще до школы, – с грустью говорит Алсу Абайдуллина, учитель русского языка и литературы.
– Сейчас гораздо больше родителей, нацеленных на то, чтобы ребенок получил качественное образование. Сильно дисциплинирует ЕГЭ. Дети стали лучше учиться. Но вот знания по русскому языку и литературе ухудшаются, – соглашается с коллегой Елена Левицкая. – Современным детям даже писать трудно, они привыкли печатать. Что уж говорить о книгах…
Воспитанию в школе сегодня мешает и загруженность учителей бумажной работой.
– В современных условиях сложно уделять много времени воспитанию детей, все на ходу. Много работы с документами. Конечно, мы стараемся все успеть, но делать это становится сложнее. Не хочется быть просто «урокодателем», – отмечает учитель физкультуры Флюр Галимов.
К слову, школа №21 всегда славилась своими спортивными достижениями.
– Мы каждый год занимаем призовые места на соревнованиях, побеждаем на городских спортивных олимпиадах, в прошлом году заняли два первых места.
Оплот интернациональной дружбы
Отличительной особенностью школы № 21 является ее многонациональность. И это не случайно. В далекие девяностые новая тогда школа создала клуб эсперанто.
– Наш клуб был знаменит. Мы пишем письма детям, отправляем им открытки и фотографии с видами нашего города, национальных кукол из оленьего меха, различные поделки. В ответ получаем такие же письма и посылки. У нас была собрана уникальная коллекция всех букварей, – вспоминает Альмира Исмагилова, учитель немецкого языка.
– У нас представлено около 30 национальностей. В этом году начали учебу пятеро ребят с Украины. Все дети адаптируются быстро и легко. И это здорово, – считает Виктория Гурова, завуч по воспитательной работе. – Современные дети не подразделяют людей по каким-то внешним признакам, им неважно, какой ты национальности, главное – какой ты человек.
– Последний мой выпуск составляли дети, которые приехали со всех концов страны. Их собрали в нашей школе в пятом классе. Класс был очень дружный, отзывчивый, – рассказывает Людмила Савчук, учитель математики. – Ребята участвовали во всех мероприятиях, олимпиадах. У нас была замечательная традиция: ученики всегда выступали на родительских собраниях.
Общаясь с учителями школы № 21, я обратила внимание, что многие из них выглядят гораздо моложе своих лет.
– Есть какой-то секрет молодости? – спрашиваю учителя английского языка Елену Винтоняк.
Она работает в школе уже 15 лет, а кажется, что только два года назад окончила институт. Она смеется:
– Секрет в школе. Здесь мы дольше остаемся молодыми. Только когда приходят дети твоих учеников, понимаешь, как долго ты уже работаешь учителем.
Набор первоклассников 2015 года для школы №21 – юбилейный, тридцатый. Ребята из 1 «б» Таня, Катя, Наташа с радостью согласились дать свое первое интервью и поздравить школу с днем рождения:
– Мы желаем, чтобы у школы было всегда много детей, которые хорошо бы себя вели. Чтобы в школе не случалось никаких неприятностей, чтобы окна не разбивались, спички сюда не носили и не курили. Пусть школа будет очень крепкой, и в ней никогда не гаснет свет.