Потоки беженцев устремились в Европу и заставили всерьез заговорить о возникшем миграционном кризисе. На Севере люди десятилетиями уживаются с переселенцами, приток которых резко усилился с распадом Советского Союза. Работа ученых в том, чтобы изучить возможности адаптации разных этнических групп в ситуациях, связанных с миграцией или, к примеру, с отведением части земель, используемых коренным населением для проживания, оленеводства, охоты и рыбной ловли.
Меж тем некоторые наблюдения и выводы антропологов могут изменить существующие представления.
Темой доклада одного из ведущих специалистов в этой области - В.И.Харитоновой - стали исследования взаимного влияния друг на друга традиционного быта коренных жителей (в том числе Сибири) и городских сообществ.
Справка. В.И.Харитонова –российский фольклорист, этнолог и антрополог, руководитель Центра медицинской антропологии ИЭА РАН, доктор исторических наук, кандидат филологических наук.
![pbvujlnwrzw.jpg](/sites/default/files/images/manual_add/2016/10/25/pbvujlnwrzw.jpg)
В прежние годы коренные народы жили изолированно, на своих родовых угодьях. В последнее время, особенно с тех пор, как активно ведется разработка недр и добыча ресурсов, коренное население вынуждено переселяться в другие места и адаптироваться там. Одним из последствий этого явилось привнесение элементов их традиционной культуры в культуру городской жизни. Например, некоторые обрядовые практики становятся доступны представителям других народов, тем, кому ранее они доступны не были.
К примеру, алтайцы и русские, живущие на Алтае, верят, как и их предки, что вред, нанесенный природе, может обратиться против тех, кто его причинил. К процессам «взаимодействия с природой посредством духов» приобщаются даже местные власти, помогая объединяться в сообщества и воссоздавать старинные алтайские обряды, такие, как «Кочо-кан».
![t_zkcccplyk.jpg](/sites/default/files/images/manual_add/2016/10/25/t_zkcccplyk.jpg)
«Ключевая идея современного обряда «Кочо-кан», который проводится в начале осени в г. Бийске, – передача культурно значимой информации молодому поколению и консолидация кумандинцев вне зависимости от их родовой (сеок) и половой принадлежности. Организаторы мероприятия, которое проходит в формате праздника и его участниками становится и взрослые, и дети, делают отсылку к традиционному пласту кумандинской культуры. В традиционной культуре этот обряд обеспечивал благополучие и плодородие» (И.И. Назаров, канд. ист. наук, доцент Алтайского государственного университета).
![ucmoue7_pp0.jpg](/sites/default/files/images/manual_add/2016/10/25/ucmoue7_pp0.jpg)
Другой пример. Почитание родовых животных у алтайцев, наряду с традиционными формами, в наши дни происходит еще и так:«Эмблему родового животного носят на национальном костюме, футболке и прикрепляют на автомобиль. В интернет-сообществах - на личной странице, «стене», вместо фотографии на «аватаре» (Н.А. Тадина, канд. ист. наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета).
![xjq7vtu9aoc.jpg](/sites/default/files/images/manual_add/2016/10/25/xjq7vtu9aoc.jpg)
Цивилизация влияет на коренные народы, в ответ их культура, традиции тоже влияют на окружающих. В одних случаях, как в истории со старинным обрядом, это приводит к «обмену традициями», в других - к «трудностям перевода» в общении между людьми. При этом соцсети и интернет подпитывают всеобщий культурный обмен. Такая глобализация.
![z_yshrhsyhy.jpg](/sites/default/files/images/manual_add/2016/10/25/z_yshrhsyhy.jpg)
Справка. «Шаманство принято называть ранней формой религии. Иногда спрашивают: почему ранней, если оно процветало и в XIX в.? Эта форма ранняя потому, что она возникла на заре человеческой истории и предшествовала многим более развитым культам» (к.и.н. В. Н. Басилов "Избранники духов". 1984 г.).