×
История
0

Без пяти век

Контрольно-ревизионным органам России исполняется 95 лет. 23 октября 1923 года было создано Финансово- контрольное управление – родоначальник существующего сегодня Федерального казначейства. За минувшие годы в деятельности и структуре контрольно-ревизионных органов изменилось многое. Неизменным остается одно – неоспоримое значение финансового контроля в жизни общества.


История возникновения
В конце 1922 года на карте мира появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. Экономика страны робкими шагами начинала приходить в себя от тягот минувшего десятилетия – первой мировой войны, февральской и октябрьской революций, гражданской войны. Общественно-политическая ситуация того времени нуждалась в эффективном государственном контроле в целом, и финансового – в частности. Для этого и было создано финансово-контрольное управление.
Уже в начале ноября 1923 года циркуляром народного комиссариата финансов СССР предписывалось создать по всей стране местные органы и подразделения. На территории Остяко-Вогульского округа были созданы уездные финансовые отделы. Одними из первых были Сургутский и Березовский уездные финансовые отделы.
Вместо  Финансово-контрольного управления вскоре было образовано Главное управление государственного контроля при Наркомфине СССР. Основная задача, которую поставили перед новыми органами, – установить контроль над исполнением бюджетов всех уровней: союзного, республиканских, местных. Для понимания важности задачи нужно учитывать, какие колоссальные финансовые потоки провоцировала глобальная перестройка народного хозяйства того времени. С этой целью по всей стране были образованы финансово-бюджетные инспекции. Это был орган контроля с довольно широкими полномочиями.
С 1938 года в союзных республиках контрольно-ревизионную работу осуществляли главные контролеры-ревизоры,подчиненные Контрольно-ревизионному управлению (КРУ) Народного комиссариата финансов СССР. Уездные финансовые отделы Остяко-Вогульского округа были реорганизованы в районные финансовые отделы округа. Также контрольно-ревизионную работу осуществляла Остяко-Вогульская Окружная Контрольная Комиссия ВКП (б), отдел Рабоче-крестьянской инспекции, Самаровский районный Исполнительный комитет советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов по рассмотрению жалоб граждан.
Проверки, организуемые в то время, позволяли не только вернуть расхищенное из казны и закромов государства, но и давали возможность финансистам изучить и улучшить состояние тех или иных отраслей хозяйства.
Испытание войной
С началом Великой Отечественной войны расходы бюджета на военные нужды мгновенно и катастрофически возросли. Уже в 1941 году эта цифра составила 8,9 миллиарда рублей. Изыскать столь большие средства, существенно превышавшие то, что было запланировано на 1941 год, оказалось чрезвычайно сложной, но необходимой задачей.
А сразу после окончания войны органы КРУ ощущали значительную нехватку кадров. Новых ревизоров нужно было 
обучать, знакомить с практикой, развивать их аналитические навыки. Быт контролеров при этом оставался тяжелым. Например, благоустроенных гостиниц, где могли бы разместиться командированные, не было. Нередко к месту назначения контролер прибывал лишь на пятые или шестые сутки.
Шаг за шагом
Практически все дальнейшие преобразования, происходившие в 60-70-е годы, были методологическими. Ужесточались требования к проведению ревизий и оформлению результатов, совершенствовались инструкции, уточнявшие тонкости контрольно-ревизионной деятельности в разных отраслях экономики; усилилось взаимодействие с финансовыми и кредитными органами; все большее внимание уделялось вопросам внутреннего ведомственного контроля. 
1980-е годы – период появления и первых ростков аудиторской деятельности в нашей стране. С возникновением хозяйствующих субъектов, не являющихся собственностью государства, встал вопрос о том, как и кем они должны контролироваться. Кооперативы, совместные предприятия, частные фирмы – все они, так или иначе, имели отношения с государством и обязаны были придерживаться финансового законодательства. Решено было создать специальные хозрасчетные контрольно-ревизионные группы.
Новые реалии
После распада СССР в жизни страны наступил новый период, требовавший от вчерашних сотрудников Министерства финансов СССР и Министерства финансов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики немедленного приспособления к новым экономическим реалиям. Резкое изменение прежних принципов исполнения бюджета привело к тому, что государственные средства стали утекать из рук государства в едва зарождавшуюся коммерческую среду. Фактически единственным учреждением в России, обладавшим опытом организации и проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, многолетней практикой обеспечения законности расходования и сохранности государственных средств, оставалось КРУ. 
В 1998 году был создан департамент государственного финансового контроля и аудита, а вслед за ним и территориальные КРУ Минфина России в субъектах Российской Федерации, которые впервые за историю своего существования получили статус самостоятельного юридического лица, не зависящего от местного финансового органа в том или ином уголке России. На территории Югры было создано КРУ Минфина России в Ханты-Мансийском автономном округе.
К началу нового века контрольно-ревизионные органы, как, впрочем, и вся финансовая система страны, получили серьезнейшее законодательное подспорье: с 2000 года в России был введен в действие Бюджетный кодекс  Российской Федерации. Этот свод законов дал уверенность в том, что финансовая дисциплина в стране – не просто требование отдельно взятого министерства, но крепкий фундамент для дальнейшего развития и укрепления бюджетной системы России. Упорядоченность законов, в том числе, помогла разработать и провести в Российской Федерации, начиная с 2003 года, административную реформу, в ходе которой были реорганизованы многие министерства.
В 2004 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа было образовано Территориальное управление Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в Югре, возглавляемое первым руководителем Крайновым Валерием Павловичем, состоящее из 4 отделов и одного подразделения общей численностью госслужащих 39 человек.
За период с 2004 по 2015 годы в регионе было проведено 1 171 контрольное мероприятие. Наибольший показатель суммы проверенных средств федерального бюджета отмечен в 2014 году в общей сумме 10 331, 986 млрд. рублей. В 2015 году ревизоры в Югре выявили финансовых нарушений на сумму 3 107,518 млрд. рублей, это самый высокий показатель за данный период.
День сегодняшний
В 2016 году Росфиннадзор был упразднен. Его функции передали Федеральному казначейству. Одной из задач, поставленных президентом страны при передаче полномочий, было обеспечение непрерывности контроля.
2016 год стал периодом становления внутреннего государственного финансового контроля в новом качестве. На сегодня в руках Федерального казначейства сосредоточены все три формы контроля: предварительный, текущий и последующий.
Федеральное казначейство обладает значительной базой данных по получателям бюджетных средств. Важнейшей составляющей эффективного контроля остается методологическое обеспечение деятельности. Разработаны и внедрены стандарты организации контрольного мероприятия. Принят долгожданный классификатор нарушений, который позволил унифицировать подходы к осуществлению внутреннего государственного финансового контроля.
Подводя итоги, хочется отметить, что за прошедшие годы в деятельности и структуре контрольно-ревизионных органов, и в частности, на территории Ханты-Мансийского автономного округа, изменилось многое, но неизменным остается одно: как считал еще в 1938 году Народный комиссар финансов СССР А.Г. Зверев, «финансовая система обязана заботиться о том, чтобы каждый рубль государственных денег был затрачен с максимальной пользой».

Теги статьи: #95 лет КРУ минфина России

Автор текста: Виктор Алексеев

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии