Маркетинг, мерчендайзер, ценники без НДС – как нас заманивают торговые сети и как отстоять свои права.
Мы все покупатели, хотим этого или нет. А значит, каждый раз отправляясь в магазин, мы вступаем в экономические правоотношения с торговой точкой. Где та граница, определяющая механизм этих взаимоотношений? Вопрос непраздный, ведь речь идет как о финансовой составляющей, так и о наших правах в случае форс-мажорных обстоятельств.
Этой теме был посвящен очередной семинар в рамках проекта «Право защищать права», организованный центром правовой поддержки «Югорский советникъ».
Все товары разложу…
В супермаркетах все рассчитано на то, чтобы покупатель не ушел с пустыми руками. Человек вынужден пройти десятки рядов и витрин, поскольку товар первой необходимости располагается в самых дальних точках здания. Расчет прост: покупатель непременно что-нибудь приобретет, прежде чем доберется до того, зачем, собственно, и пришел.
Ранее неизвестный термин «мерчендайзер» сегодня знает каждый второй. Это специалист по продвижению товаров розничной торговли, а проще – ответственный за раскладку товара. И выложит специалист его так, что самый дешевый будет лежать на самой нижней полке, а глаза мозолить будет тот, что в разы дороже. Это не противоречит закону, а вот распределяться товар должен по группам. Например продукты со специфическим ароматом не должны находиться рядом с теми, которые обладают свойствами впитывать запахи.
Сегодня в супермаркетах появились полки с различной цветовой маркировкой, там размещена продукция, содержащая молоко и не содержащая. Ценники в этом случае могут быть разного цвета. К слову, их внешний вид и оформление играют немалую роль, отмечают эксперты. Они должны иметь единый дизайн, быть хорошо читаемыми и информативными.
Игры с НДС
Есть еще такая вещь, как НДС (налог на добавленную стоимость). Недобросовестные продавцы зачастую лукавят – указывают в ценнике стоимость товара без учета НДС, то есть значительно ниже реальной. Покупатель, например, берет с полки бутылку минеральной воды за 90 рублей, а у кассы узнает, что ее цена с НДС – 140. Это существенное нарушение прав потребителей. На ценнике должна быть указана конечная стоимость товара со всеми накрутками, налогами и акциями. Если обнаружится подобное нарушение, магазину грозит более суровое наказание, ведь речь идет не только об административном нарушении, но и об уголовном.
Но как отстоять свои права, если принес покупку домой, а она не того качества? Часто при возвращении товара продавцу камнем преткновения становится утрата покупателем чека.
– Многие приходят к нам и говорят: чек не сохранил, а значит, спорить с продавцом бесполезно. Это не так, – говорит эксперт, директор центра правовой поддержки «Югорский советникъ» Алексей Редькин. – В этом случае фактом подтверждения приобретения товара у этого продавца могут стать свидетельские показания. Это прописано в законе о защите прав потребителей. Есть также положительная судебная практика по этому вопросу. Но законом прописано, что вначале следует урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке. То есть мы пишем претензию в двух экземплярах, в которой указываем, почему данный товар нас не устраивает, в связи с чем хотим вернуть его, либо снизить стоимость, либо расторгнуть договор купли-продажи на услуги, если таковой был. Просим ответить нам письменно и вручаем претензию продавцу под расписку.
Хождения с претензиями
Если продавец отказывается принять претензию, ее нужно отправить заказным письмом с описью вложения. Это позволит установить точную дату вручения претензии продавцу, и с этого момента для него начинают тикать часики. В течение установленного законом срока он обязан дать ответ. Если не ответит – включаются штрафные санкции.
В случае если продавец готов принять претензию, то, в зависимости тот того, какие требования выдвинул покупатель, устанавливаются сроки их исполнения. Если человек требует вернуть ему деньги или уменьшить стоимость товара либо готов понести расходы по устранению недостатков – продавец обязан исполнить требование в течение десяти дней. Игнорирование требования означает отказ. У потребителя, то есть у нас с вами, одна дорога – в суд. Многие считают, что это долго, а главное, сложно доказать свою правоту. Нет, говорят эксперты. Надо знать, что ФЗ «О защите прав потребителей» гласит: бремя доказывания своей правоты лежит не на покупателе, а на продавце или изготовителе. А это, согласитесь, совсем другая история, которая значительно облегчает нашу жизнь и усложняет жизнь недобросовестным продавцам.
Актуальные ответы на горячие вопросы
15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой ООН.
К этой дате Управление Роспотребнадзора по Югре с 9 по 19 марта 2021 года открыло горячую линию.
Консультации и разъяснения по вопросам в сфере защиты прав потребителей, в том числе о том, как написать претензию или обратиться в управление, можно получить с 10:00 до 16:00 по телефону 8 (3467) 36-00-03, добавочный 1600, отдел защиты прав потребителей. Также можно обратиться по телефонам горячих линий в городах и районах автономного округа.
Урай и Кондинский район: 8 (34676) 2-48-80,
Югорск и Советский район: 8 (34675) 7-39-07,
Нягань и Октябрьский район: 8 (34672) 6-27-14,
Белоярский и Березовский районы: 8 (34670) 2-60-03,
Нефтеюганск, Нефтеюганский район и Пыть-Ях: 8 (3463) 23-44-80,
Когалым: 8 (34667) 2-81-94,
Лангепас и Покачи: 8 (34669) 2-00-76,
Нижневартовск, Нижневартовский район и Мегион: 8 (3466) 41-47-25,
Радужный: 8 (34668) 3-96-69.
Опубликованных комментариев пока нет.