В 1938 году в семье Николая Ивановича и Александры Николаевны родился первый ребенок – дочь Екатерина. Семья в это время жила вместе с родителями Николая Ивановича в Горьковской области, Краснобаковского района в деревне Здекино. Дом был большой, 30 соток земли, свое хозяйство – корова, овцы, куры.
Екатерина Николаевна – дитя войны, и во время беседы мы не могли не спросить, что она помнит о военном времени. И первое, что возникло в памяти у нашей собеседницы – 22 июня 1941 года в районе праздновали Кириллов день. С него начинаются тяжелые времена для земледельцев – высадка поздней рассады и сенокос. Николай Иванович тогда с семьей был в соседней деревне. Прискакал наездник на белом коне и сообщил о начале войны. Все мужчины из деревни сразу поехали в район на сборочный пункт. Александра Николаевна осталась с двумя маленькими детьми на руках: 7 июня 1941 года в семье родилась вторая дочь. Осенью 1943 года вечером в двери дома постучались. Дедушка вышел посмотреть кто пришел и через некоторое время позвал сноху: «Александра, муж вернулся!» На следующий день Николай Иванович сразу же ушел на мельницу работать, некому было молоть зерно. Николая Ивановича, получившего во время тяжелых боев контузию, комиссовали со всеми соответствующими документами, он вернулся в родную деревню, чтобы помогать колхозу.
Во время войны женщины собирались в одном из домов, пряли шерсть, вязали солдатам на фронт варежки, носки. Все вечерки проходили при лампе, которая висела над потолком, а если заканчивался керосин, зажигали лучину, ставили ее в банку и продолжали работать.
Перед сном дедушка Иван Николаевич рассказывал внучкам сказки. Он работал в колхозе конюхом, управлял быками. И уже в юном возрасте брал с собой на сенокос старшую внучку. Еще до школы бабушка Евдокия Афанасьевна учила старшую внучку прясть. Дома стоял ткацкий станок, ткали половики, а когда Катя подросла, и она стала ткать изделия. Наволочки, подзоры украшали быт крестьянской семьи. И крючок в руки девочке дали рано, постепенно стали появляться кружева, и сегодня в квартире у Екатерины Николаевны очень много разных салфеток, связанных ее руками.
На лужайке около правления колхоза на столбе висело радио, которое передавало новости с фронта. Так и узнали колхозники о победе. Плакали всем селом от радости, от горя. В деревню вернулось 6 человек. Много, очень много осталось вдов не только в Здекино, но и по всей стране. Начальная школа, расположенная в двухэтажном здании, работала в деревне и в военные годы. Печи рано утром топила в холодный период тетя Нора. Она же следила и за чистотой: так хорошо мыла полы, что ходить по ним было жалко даже босоногим ученикам.
В школу приехала молодая учительница, которая очень любила детей, и ученики старались во всем ей помогать. В 1945 году 1 сентября Катя пошла в первый класс. Перед школой мама, Александра Ивановна, сшила дочери самотканое платье с кармашками, на которых вышила розочки. Из этой же ткани смастерила сумку с длинной ручкой, и пришила большую пуговицу, чтобы сумка застегивалась. На ногах у Кати были лапти, которые сплел дедушка (он плел и для жителей деревни), и онучи (женская часть обуви, обвертка на ногу, вместо чулков, под сапоги и лапти; портянки, подвертки), которые завязывались, тогда говорили: «Лапоточки завяжем, и побежали в школу». У Александры Николаевны была швейная машинка «Зингер», на которой она шила и фуфаечки для дочерей. Так собирали Катю в школу.
Из класса не уходили, пока не были выполнены домашние задания. В школе находилась небольшая библиотека, перед уроками проводили утреннюю зарядку. С 7 лет дети уже помогали в колхозе. После уроков всем классом вместе с учительницей шли в поле, выбирали картошку из земли, вырывали лен, собирали колосья пшеницы, ржи, овса, шелушили горох.
С 8 лет Катю уже научили доить корову, ставить тесто. Девочка самостоятельно могла в русской печи испечь хлеб. Раскатает тесто, придаст определенную форму, положит ее на капустный лист. Натопит печку, угли сгорят, кирпичи нагреются, она внутри печи разметет по сторонам золу, а затем тесто с капустным листом положит на деревянную лопату и осторожно затолкнет будущий калач в жаркую печку. Здесь нужна была сноровка, определенные навыки.
Пока сельчане работали в колхозе, круглый год титанический труд выполняли от мала до велика. После Кати в семье было еще 7 детей, которых нужно было поднимать на ноги. Она была основной помощницей, нянчилась не только со своими братьями и сестрами, но родители возили ее и в соседнюю деревню (это было в 6-7 классе): родителям, чьи дети нянчились с младшими, ставили один трудодень.
Осенью на 3-4 подводах возили в соседнюю деревню на быках снопы пшеницы, льна. Впереди ехал дедушка, а сзади на подводах управляли быками дети. Катя постоянно помогала своему деду, умело командуя животными.
На дворе стоял май 1948 года. В третьем классе ребят принимали в пионеры. Накануне в магазине купили красную ситцевую ткань и Александра Николаевна, Катина мама, сшила всем девочкам красные галстуки, а мама Валеры Мухина – для мальчиков. В школе была выделена специальная комната – пионерская, где хранили знамя, горн, барабан, портреты пионеров-героев. Всем классом учили клятву, слушали рассказы учительницы про Павлика Морозова и Зою Космодемьянскую. В классе учительница постоянно разучивала с детьми песни и стихи. Катя очень любила читать книги, в которых писали о героизме детей и молодежи.
– Слушая воспоминания наших героев, детей войны, мы убеждались, что они также совершали в своей жизни подвиги, работая наравне с родителями в поле, в лесу, на фермах. У этих детей не было радостного и беззаботного детства. Субботники, помощь старикам, вдовам, их тимуровское движение проходило ежедневно из года в год. Эти дети не знали, что такое каникулы, пионерский лагерь, экскурсии по городам, театры, – вспоминает Екатерина Николаевна.
С 5-го класса деревенские ребятишки ходили в соседнюю деревню Черепаниха за 1,5 км, там учились до 10 класса. Катя стала ходить на лыжах, на уроках физкультуры ребята протаптывали лыжню, помогая друг другу вылезать из сугробов. По дороге в школу был овраг, поэтому в зимний период ребята с визгом спускались на своих холщовых сумках вниз, сокращая тем самым время пути.
После окончания 7-го класса Катя пошла работать на почту. На восемь деревень в округе девушка разносила почту. Сколько километров пути пришлось преодолеть, сколько килограммов корреспонденции переносила… На железнодорожной станции маленькую, хрупкую девушку приметила заведующая железнодорожного детского сада и предложила ей пойти на курсы поваров в городе Горьком. Отучившись полгода, девушка устроилась работать в это дошкольное учреждение поваром. Со временем пришел опыт, и Екатерина Николаевна шустро управлялась на кухне. Шли годы, она познакомилась с будущим мужем, вышла замуж.
В 1964 году приехали в поселок Урай. Первая квартира семьи Кореневых была сараем семьи Баталовых, которые жили в районе старого Урая. Много трудностей пришлось пережить, пока не получили благоустроенное жилье. Всем семьям, которые приезжали в наш молодой сибирский город в начале 60-х годов, пришлось жить в сараях, землянках, вагончиках. Работали супруги Кореневы в РЭБ, в те года река Конда была судоходной, день и ночь в наш край во время навигации шли катера с баржами, привозили строительный материал, оборудование для нефтяников, товары для жителей. Разгрузка шла круглые сутки, привлекали всех жителей на работу, даже уже когда шла шуга (замерзшие льдинки на реке).
После четырех лет работы в РЭБ, Екатерина Николаевна перевелась работать в ОРС: промтоварный магазин «Ёлочка», затем «Товары для дома». Когда подошел пенсионный возраст, ее пригласили работать вахтером в Дом молодежи, расположенный во втором микрорайоне, но увидев ее кружевные работы, директор Дома молодежи предложил Екатерине Николаевне вести кружок по рукоделию, и она стала обучать девочек секретами работы с крючком. Беседуя с Екатериной Николаевной, удивляешься ее энергии, любви к жизни, ее рассказ сопровождался присказками, голос был такой спокойный и напевный. Дети войны, выросшие в сельской местности, старались своим бесконечным трудом поднимать города и села после разрухи, ликвидировать в стране голод, развивать сельское хозяйство.
Доброта, гостеприимство, общение с этой женщиной прибавило сил для творчества, и мы еще раз убедились, что нужно встречаться с людьми старшего поколения, записывать их воспоминания, чтобы их историю жизни могли знать не только дети и внуки семьи Кореневых, но и жители нашего города и Югры.
Фото из архива семьи Кореневых
Опубликованных комментариев пока нет.