В истории международного проекта «Бессмертный полк» упоминается несколько городов, считающихся его основоположниками: Тюмень, Томск, Москва. Но почему-то нет Нефтеюганска, хотя традиция выходить на парад Победы с портретами отцов, дедов и прадедов-фронтовиков в этом городе существует уже девятый год. Идея принадлежит православной общине Нефтеюганского благочиния.
Основа Государства Российского
На каждом учительском столе в православной гимназии Нефтеюганска – российский триколор. Такое встретишь далеко не в каждой светской школе. А слова государственного гимна гимназисты знают как и «Отче наш».
- Ну а как по-другому? Православие – основа государственности, - считает благочинный Нефтеюганского благочиния, в состав которого с недавнего времени вошли еще и несколько поселений Сургутского района, протоиерей Николай Матвийчук.
Необходимость прививать детям Уважение к символам, истории и государственным праздникам своей страны священник понял много лет назад, когда случайно попал на уличный народный праздник в Греции. Думал – государственный, оказалось – Церковный.
- Салоники были украшены, так, как у нас столица на День независимости России, пожалуй, не украшается. Государственные флаги не просто на каждом доме. Из каждой форточки! Праздник продолжался несколько дней. Одним из главных событий был парад, в центре которого ехала ракка со святыми мощами покровителя Салоников святого великомученика Димитрия Солунского. В почетном карауле шли несколько коробок военных! Но поразило меня не столько почтение общества к православной святыне, сколько его же – общества – отношение к символам государства. Ощущение абсолютного единства – государства, общества и церкви. И я подумал: «Но почему же у нас не так?!»
С тех самых пор православная община – обязательный участник всех значимых городских мероприятий. В парадах она идет отдельной колонной: гимназисты в форме военных лет, воспитанники воскресной школы и их родители, активисты «Югра молодая православная», братство, сестры милосердия – человек девяносто, собственно священнослужители.
- А с портретами фронтовиков впервые прошли восемь лет назад. Задолго до того, как «Бессмертный полк» пошел по стране. Посоветовавшись, решили, что портреты наших близких на мероприятиях Государственного значения более уместны, а на Крестные ходы по городу, вокруг храма, идем с православными хоругвиями, - уточняет о. Николай. - Организация парада – почетная обязанность учеников и учителей православной гимназии.
Воскресная школа и православная гимназия Нефтеюганска – одни из старейших в регионе. Оба образовательных учреждения возникли по инициативе прихожан. И во многом – их же силами. За зарплату ведут здесь занятия только преподаватели общеобразовательных предметов в гимназии (она имеет статус частного образовательного учреждения и работает по контракту муниципального заказа). Остальная работа – преподавание церковных дисциплин, услуги дополнительного образования, внеклассная работа и так далее – «во славу Божью».
- Здесь не столько отдаешь, сколько получаешь. Поэтому отдыхаешь, а не устаешь, - поясняет директор воскресной школы Елена Лыкова, в будние дни – преподаватель информатики. – К тому же дети, по большей части, - наши. Если не гимназисты, то из семей прихожан. Вы обратили внимание, что на дополнительных занятиях много взрослых? Что ж им в сторонке сидеть? Пусть помогают своим детям что-то мастерить, это радость и тем, и другим.
Православная гимназия – одно из образцовых учебных заведений города, из года в год демонстрирующее блестящие результаты. С уклоном в естествознание, как и положено гимназии.
- Православие не следует воспринимать в узком смысле. Это понятие довольно широкое. Оно включает в себя и патриотическое воспитание, и изучение русской культуры, истории и языка, как и естественно-научные дисциплины, - уточняет директор образовательного учреждения Андрей Быкасов. – Но еще одна наша традиция, заложенная в самом начале работы гимназии, - обязательное дополнительное образование – интеллектуальное, эстетическое, физическое и так далее. Дети занимаются спортом и добиваются побед. Есть соглашение с музыкальной школой – подавляющее большинство наших учеников обучаются в ней либо в школе искусств. И побеждают на музыкальных и художественных конкурсах. Но главное – это прививка социального служения. Наши дети с ранних лет приучаются что-то обществу отдавать. Ребенок учится понимать, что нужен людям. И происходит это во время службы в храме... Он у ребят свой.
На первых порах учебные учреждения прихода ютились в вагончике.
- Надзорные органы могли нас закрыть в любой момент, но хвала Господу и нашему единству - этого не случилось, - признается благочинный. – Затем нам выделили заброшенное, но отдельное здание. Но была очень большая мечта о настоящей школе, с отдельными классами. И Бог это желание услышал...
13 мая 1996 года началось строительство «Комплекса православной общины» с храмом-крестильней. В этом же году была создана православная библиотека, в которой на данный момент насчитывается почти 14 тысяч экземпляров книг. В октябре 1997 года были освящены два престола нового кирпичного храма – верхний в честь Святого Духа, нижний – святого великомученика и целителя Пантелеимона. 24 сентября 2003 года архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием и епископом Барнаульским и Алтайским Максимом был освящен «Комплекс православной общины», центральным помещением которого является храм на 150 человек и классами для Воскресной школы. Оно отдано детям, да собственно и строилось для них. Именно они здесь хозяева в полном смысле этого слова: и с правами, и с обязанностями. Именно они помогают священнику вести службу, поют на клиросе и полностью обеспечивают порядок в церкви, как во время службы, так и после нее. Иногда им помогают старшие «братья» - активисты движения «Югра молодая православная».
- У нас так-то не особо много задач, я тут накидал основные – тридцать получилось. Помощь ребятам в сослужении считать не стал уже, здесь мы так, на подхвате, - скромничает активист организации Павел Белоус. – В основном занимаемся просветительской работой, навещаем детей в центре временного размещения для семей, попавших в сложную жизненную ситуацию (аналог сургутского центра помощи семье и детям «Зазеркалье», - прим. авт.), помогаем нашим братству и сестричеству. Рассказать подробнее?
«Короткий» разговор о «незначительном» количестве добрых дел молодежной организации занял более получаса. В газете это целая отдельная страница, которую в этом номере «СТ» выделить не получилось. Думаю, что молодые активисты православного прихода Нефтеюганска не обидятся на то, что рассказ о них мы вынуждены перенести.
Реставраторы душ
- Новая, только написанная икона не боится ни перепадов температур, ни попадания прямого солнечного света, ни сквозняков. Старой иконе нужны уже другие условия, специальный климат, иначе она разрушится окончательно. Узнать в разрушенной святыне икону иногда способен только специалист-реставратор, обычный человек примет ее за обычную доску, что нередко и происходит. Что делает реставратор-иконописец? Старается находку восстановить...
Это рассуждение протоиерея Николая Матвийчука - иносказание. Под реставрацией и созданием икон, один из синонимичных определений которых – слово «образ», священник имеет в виду духовное воспитание людей. И старых, и малых. В отношении детей священнослужители, православные учителя и родители выступают в роли иконописцев: создают образы (характеры) с чистого листа или точнее – с чистой «доски». А вот взаимодействие со взрослыми – это уже «реставрационная» работа. Где-то простая – «пыль стряхнуть да правильное место найти», где-то – очень сложная. Для начала нужно хотя бы просто заметить, что рядом, на обочине жизненного пути, зачастую в грязи и пыли валяется нечто ценное...
- Одной только молитвенной помощи недостаточно. Помогать делом – предоставить кров, одежду, стол - часто тоже бывает необходимо. Хотя случаются и спекуляции. Чтобы их не происходило, нужен опыт. А еще – правильный подход. Дать человеку не рыбу, а удочку, - уверен о. Николай.
Православным приходом Нефтеюганска, изначально – еще и центром благочиния, в состав которого входили также Сургут и Сургутский район, священник Николай Матвийчук руководит уже более четверти века - с начала 1990 года. То есть, по сути, является пионером возрожденного православия на территории Югры.
О трудностях мессионерства в период лихих девяностых священники распространяться не любят. Было очень непросто. И даже небезопасно: человека в рясе нередко могли не просто обхамить, но и ударить, избить. Просто так. Чтобы проверить – подставит ли он вторую щеку... Физически же дать отпор хулиганам православный батюшка не имеет права.
Думаю, в том числе и поэтому в его воспоминаниях о том сложном периоде история о людях, попавших в жернова перестройки и возвращения их к нормальной жизни.
Одним из них был преподаватель колледжа из-под Оренбурга, обучавший подростков работать на тракторе, комбайне и другим навыкам, необходимым для жизни и работы на селе. Закрытие учебного заведения вынудило учителя отправиться в поисках работы на Север, добраться он смог до Нефтеюганска. Где и кончились деньги.
- Он очень скромный человек был, думаю, это и стало главной причиной, что он не смог сразу найти работу: просто не сумел выяснить – где и как ее искать. А потом на телефонной станции, когда он заказывал междугородние переговоры с женой, чтобы попросить ее помочь найти деньги на обратный путь, у него украли бумажник с документами, - рассказывает о. Николай.
В православный храм вчерашнего учителя, в одночасье ставшего никем, привел солнечный свет, отражавшийся от куполов церкви во имя Святого Духа.
- Храм еще строился, так что он сперва на стройплощадку пришел. А уже там ему подсказали, где меня найти, - вспоминает батюшка. Здания церкви в ту пору у нефтеюганского прихода не было – только молельный дом барачного типа да вагончик, где проходили занятия воскресной школы. Здесь и поселили попавшего в беду человека.
При храме прожил он примерно месяц. И каждый день старался быть полезен в общем деле – поправил забор, отрегулировал подсвечники – для умельца на стройке дел найдется немало. За это время батюшка среди прихожан нашел людей, отправлявшихся в отпуск на большую землю на своей машине. Без документов билетов на поезд не возьмешь даже с деньгами. А они у скитальца тоже появились – прихожане собрали. Так что к семье он даже вернулся не с пустыми руками.
Крещение мужчина принял во время этого сложного месяца. И тогда же, читая Священное писание и Евангелие, участвуя в жизни православной общины, заинтересовался жизнью пчел. Этот интерес вскоре и стал его новым делом жизни: построенные им пасеки уже много лет приносят отличный урожай меда, которым хозяин не устает каждый год щедро делиться с приходом, подарившим ему жизнь.
- Именно здесь я родился как христианин, как же я забуду свою родину? – говорит сегодня оренбургский предприниматель.
Похожих историй в жизненной копилке священника Николая Матвийчука за четверть века служения на севере накопилось не десятки. Счет идет на сотни.
- Церковь меняет людей, а люди меняют мир - уверен о. Николай.
Дела семейные
Объединение сестер и братьев милосердия Нефтеюганска – старейшее в Югре. Функционал у бригад разный. Братья, в основном, работают при храмах: выполняют хозяйственные задачи, обеспечивают безопасность – одним словом, делают мужскую работу. Миссия сестер милосердия – помощь тяжелобольным людям, физическая и духовная.
На сегодняшний день в Нефтеюганском благочинии работают две группы Сестер милосердия. Одна окромляет пациентов окружной клинической больницы им. Виктории Яцкив (во вновь устроенном больничном храме св. Луки, покровителя больных) и остальные медучреждения. Другая осуществляет патронаж – помогает тяжелобольным людям на дому.
- Ну и в социальных учреждениях по мере необходимости тоже работаем, - добавляет старшая сестра милосердия православного сестричества в честь вмч. и целителя Целителя Пантелеимона Любовь Губарева. И в главные православные праздники – в Рождество, Пасху и проч. стало доброй традицией поздравлять жителей города.
По наблюдениям сестер милосердия, главное, в чем нуждаются сегодня постояльцы социальных учреждений, к примеру, таких как центр для граждан без определенного места жительства «Вектор», это в каком-то занятии, дающем результат:
- Государство обеспечивает социальные учреждения достаточно хорошо, нести туда продукты или, к примеру, одежду необходимости нет. А вот позвать этих людей с собой, пригласить их в чем-то поучаствовать – другое дело. Вы заметили вертеп у нас во дворе? Его как раз мужчины из «Вектора» строят. Довольные...
Послушание сестры милосердия Любовь Губарева несет уже почти двадцать лет – с самого начала образования нефтеюганского сестричества (1997 год). В светской жизни она – инструктор-методист по лечебной физкультуре в одной из детских поликлиник Нефтеюганска.
- Что сподвигло? Батюшка попросил. Когда приход только формировался, и надо было налаживать социальную работу. Собрал нас, прихожан, поинтересовался: есть педагоги? Займитесь воскресной школой. А медики? Нужна ваша профессиональная помощь в окромлении тяжелобольных.
Сколько времени и сил забирает социальное служение и зачем это надо, журналист «СТ» спрашивала сестер милосердия на протяжении всей работы над циклом публикаций «Югорский собор». Ответы были разные, но не точные – без цифр, которыми привыкли оперировать средства массовой информации. Задала я его и в эту встречу. Цифр так и не услышала, но понимание сути происходящего наконец-то пришло, пазл сложился. Оказалось, просто формулировка вопроса была не верна: ну не оценивается благое дело по трудозатратам!
- Никто же не подсчитывает, сколько времени и сил тратится на уход за больным членом семьи, на помощь пожилому родственнику, на воспитание и обучение детей наукам и бытовым навыкам. И тем более платы за это не просит. Так и здесь. Работа православной общины под руководством батюшки, духовного отца – это общие, практически семейные дела. И распределяются они, как в семье – каждый делает то, что умеет и успевает сделать. Не успевает или что-то не получается – семья приходит на помощь. Потому что работа эта – на благо, а значит и на радость всем.
Когда тандем журналистов «СТ» отправился домой из Нефтеюганска в Сургут в большой семье соседей, где мы только что побывали в гостях, случилось огромное горе: в ДТП погибли и пострадали маленькие нефтеюганские спортсмены и перевозившие их взрослые. Ни те, ни другие не были постоянными прихожанами храма Святого Духа, но для православной общины они тоже члены семьи. За упокой погибших и здравие выживших сейчас молятся всем приходом – Семьей. И всем Родом – всей Русской Православной Церковью.
Опубликованных комментариев пока нет.