Югра больше известна благодаря «черному золоту». И действительно, основа экономики нашего региона построена на нефтедобыче. Однако мы производим и другую продукцию, в том числе высокотехнологичную. Часть товаров поставляется за границу. Мы постарались разобраться, как бизнес пробивает себе дорогу на внешние рынки и какую роль в этом играет поддержка государственных институтов.
Первым делом напомним, почему так важно развивать экспорт. Лучше всего это объяснили иностранные эксперты на проходившем недавно в Ханты-Мансийске VIII Международном IT-форуме с участием стран БРИКС и ШОС. Они довольно высоко оценили технологический уровень российских компаний. Но при этом добавили, что наш внутренний рынок слишком мал для них, и поэтому им трудно расти. Если бизнес хочет развиваться, наращивать производство, ему нужно выходить на международный уровень. Это, в частности, относится и к Югре. Но как предпринимателю заинтересовать иностранцев?
Примеры успеха
В последние годы в регионе оказывается значимая поддержка экспортно ориентируемому бизнесу. Так, у нас функционирует центр поддержки экспорта Югры, который периодически устраивает бизнес-миссии в разные страны для окружных предпринимателей. Их цель – свести югорских производителей с иностранными покупателями и инвесторами. Такая работа дает отдачу.
Например, в апреле текущего года была отправлена в Казахстан первая партия стеклоомывающей жидкости «НАША». Продукция сургутского предпринимателя Александра Лукьянчука получила высокую оценку казахстанских автомобильных сервисных центров в ходе одной из таких деловых миссий. По итогам проведенных переговоров был заключен контракт, и первая партия продукции поставлена 15 апреля 2016 года.
– В ходе деловой миссии в Казахстан мы заключили контракт на поставку продукции с ТОО «АвтоLifeАстана». Но мы не собираемся останавливаться на этом и уже сегодня ведем переговоры по заключению новых контрактов, – рассказал Александр Лукьянчук.
Производственные мощности его компании позволяют производить более 100 тысяч литров жидкости в месяц, технологический процесс соответствует всем стандартам Российской Федерации.
Вот уже более 5 лет поставляет свою продукцию в Узбекистан компания из Советского района «Лесопромышленный комбинат «Хольц» (заготовкой и первичной переработкой древесины комбинат занимается на территории Западной Сибири и Ханты-Мансийского автономного округа уже более 10 лет).
– Заинтересовавшись нашим лесом, в 2011 году в Югру приехали лесопромышленники Узбекистана. Первый экспортный контракт был заключен на поставку баланса (баланс – круглый лесоматериал, используемый для производства целлюлозы и древесной массы), – вспомнил, с чего все начиналось, генеральный директор «Лесопромышленного комбината «Хольц» Алексей Метелев.
За 5 лет экспортной деятельности компания увеличила не только объемы, но и ассортимент продукции, идущей за рубеж. Границу с Узбекистаном пересекает более 15 тысяч куб. м баланса и 10 тысяч куб. м пиломатериала, изготовленного в Югре.
– Главные препоны в начале экспортной деятельности – таможенное регулирование и недостаточное знание законодательной базы страны, в которую поставляешь продукцию. Мы тоже столкнулись с небольшими проблемами, но, пройдя через несколько судебных разбирательств, значительно подтянулись в вопросах таможенного регулирования, – рассказал о трудностях, возникающих на пути экспортеров, руководитель предприятия.
В дальнейшем комбинат планирует увеличивать объемы лесозаготовки и диверсифицировать производство, за счет чего увеличится и число конечного потребителя, заинтересованного в югорском лесе.
– Также для развития внешне-
экономической деятельности важно снижение административных барьеров и комплексный переход на электронный документооборот. Многие организации и учреждения уже внедрили это нововведение в свою деятельность, но межведомственная передача информации все еще происходит на бумажных носителях, – отметил Алексей Метелев.
Политический фактор
По приведенным выше примерам может сложиться впечатление, что наш экспорт в основном ориентирован на ближнее зарубежье. И какая-то доля истины в этом есть. Так, ровно год назад проходила бизнес-миссия югорских предпринимателей в Нидерланды, во время которой был заключен ряд договоренностей об обсуждении возможностей совместного сотрудничества. Мы навели справки, чем все кончилось.
Как нам рассказал президент ООО «Чайный дом «Чистота» Василий Кубарь, договоренности действительно были заключены, однако к контрактам они пока не привели. В данный момент предприниматель продвигает себя во многих странах – с аналогичным результатом. При этом иностранцев интересует его продукция, но из-за политической напряженности они не готовы идти дальше переговоров. Поэтому сейчас Василий Кубарь планирует расширять свой бизнес за счет экспансии в другие регионы РФ.
Но говорить о том, что европейский рынок для нас закрыт, тоже нельзя. Буквально на днях на полях Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством экономического развития РФ и обществом с ограниченной ответственностью «Алмаз» (Радужный). Оно предусматривает поддержку в продвижении продукции компании на международные рынки.
Компания «Алмаз» осуществляет выпуск оборудования для добычи нефти – погружные электродвигатели, центробежные насосы, погружной кабель, системы телеметрии. На предприятии имеется ряд уникальных производств, не имеющих аналогов в России и мире. «Алмаз» обладает полным циклом производства, выпускаемая продукция на 95 % состоит из узлов и деталей, произведенных в Радужном.
Как сообщил министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев, 27 апреля 2016 года министерством утвержден паспорт внешнеэкономического инвестиционного проекта, инициатором которого является ООО «Алмаз». Проектом предусмотрено продвижение нефтепогружного оборудования компании на зарубежные рынки. Паспорт проекта направлен министерством в 32 торговых представительства РФ в иностранных государствах. В настоящее время интерес к реализации проекта проявили 23 страны, с которыми ведутся переговоры по запуску инвестиционного проекта.
Актуальность специализированного обучения
Сегодня государство активно реализует общенациональную стратегию по диверсификации экспорта и упрощению условий участия во внешнеэкономической деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства. Одной из важнейших мер нефинансовой поддержки экспорта в России является предоставление качественного образования в сфере внешнеторговой деятельности. Поэтому в структуре Российского экспортного центра был создан образовательный проект, который предусматривает как очный, так и дистанционный формат обучения, доступный через официальный сайт проекта – exportedu.ru. В Югре первое очное занятие по образовательной программе РЭЦ состоялось 7 июня 2016 года на базе технопарка высоких технологий.
– На выбор Югры в качестве региона-пилотника для реализации образовательного проекта повлияли такие факторы, как активная позиция округа относительно его запуска, и те задачи, которые регион ставит перед собой в части наращивания объемов несырьевого экспорта. Немаловажным фактором начала реализации проекта в регионе стало наличие действующей инфраструктуры – фонда «Центр поддержки экспорта Югры», – рассказала директор образовательного проекта РЭЦ Алиса Никитина.
По ее словам, потенциал экспорта малого и среднего бизнеса сегодня недооценен. Его вклад в общие поставки страны за рубеж составляет всего 0,5 %, что несравнимо, к примеру, с их европейскими коллегами из Италии, Франции и Германии, чья совокупная доля от
25 % до 50 % всего объема несырьевого экспорта в этих государствах. И основная цель запуска образовательного проекта – увеличение числа экспортеров среди малых и средних предприятий.
– Мы верим в то, что по итогам прохождения всех восьми курсов образовательного проекта предприниматели изучат основы экспортной деятельности и механизм получения поддержки от государственных институтов. Такой квалифицированный специалист уже представляет собой ценный кадровый ресурс для любого предприятия, – отметила Алиса Никитина.
Также эксперт добавила, что сегодня таким предпринимателям оказывает поддержку ряд государственных институтов федерального и регионального уровней, а также торгпредства РФ в иностранных государствах, общероссийские союзы предпринимателей и отраслевые ассоциации. Комплексный подход к оказанию помощи экспортно ориентированным компаниям предоставляет АО «Российский экспортный центр». Сюда можно включить как помощь в кредитовании, страховании и предоставлении банковских гарантий экспортерам, так и консультирование на каждой стадии ведения экспортного проекта. Неотъемлемой частью нефинансовых мер поддержки является образовательный проект.
До конца 2016 года на территории округа планируется провести обучение по всем курсам образовательного проекта РЭЦ. В планах фонда обучить не менее 60 предпринимателей округа.
Потенциал Югры
Еще один мощный инструмент продвижения – каталог экспортно ориентированных предприятий, который издает Центр поддержки экспорта Югры. В последнем выпуске за 2015 год представлена информация о 60 потенциальных экспортерах Ханты-Мансийского автономного округа на русском и английском языках и обозначены основные пять сфер деятельности югорских предпринимателей: лесопромышленный и агропромышленный комплексы, туризм, традиционное хозяйствование коренных малочисленных народов Севера и инновационные технологии. В целях ознакомления иностранных предпринимателей c экспортным потенциалом Югры электронную версию каталога планируется распространить через торговые представительства Российской Федерации за рубежом.
КСТАТИ
В апреле текущего года была отправлена в Казахстан первая партия стеклоомывающей жидкости «НАША». Продукция сургутского предпринимателя Александра Лукьянчука получила высокую оценку казахстанских автомобильных сервисных центров в ходе одной из таких деловых миссий.
Опубликованных комментариев пока нет.