- Владимир Олегович, Сургут вы посещаете не первый год и каждый раз знакомите сургутян с творчеством разных художников. В этом году вы решили познакомить нас с курским творцом Владимиром Дайбовым. Почему именно он?
- Это довольно известный художник. Конечно, не такой прославленный, как Никас Сафронов, но очень глубокий и мыслящий. Он учился в Питере, его сокурсниками по художественному училищу были Гурьянов и Цой. В этой среде молодых бунтарей он формировался как творческая личность, был знаком с искусством ленинградского андеграунда. Уже после заселился в тихом Курске, в стороне от скандальных историй актуального искусства и стал углубляться в живописную систему, а не искать славы и популярности. Дайбов не политический художник, а созерцательный.
Мне показалось интересным найти и познакомить вас именно с таким мастером - задумчивым, глубоким художником, который свои мысли и чувства передает через пейзажи. Встретить именно такого в нашу эпоху брендов - сложно. Ведь все зависит от финансов. Музыкант может быть очень раскрученным и известным, а на деле – петь посредственно или вообще под фанеру. И так с любым творческим деятелем.
Удачная женитьба – залог успеха
- Ну, а как без пиара или рекламы стать известным юному, тихому и вдумчивому художнику?
- Универсального совета нет. Стратегия действий художника в Сургуте не может быть такой же, как у художника в Москве или Санкт-Петербурге. Проще всего посоветовать вот что: творческой личности желательно жить в Москве или Нью-Йорке, знакомиться с влиятельными людьми, стараться бывать на всех вернисажах, чтобы тебя запомнили. Между прочим, и это тоже работа (смеется). Если выполнять мои рекомендации, то через какое-то время художника запомнят, будут узнавать и интересоваться, чем он занимается. На этот случай у него обязательно должно быть то, что не стыдно показать, иначе грош цена стараниям.
Так, несколько лет назад в Питере появилась одна девушка, по образованию филолог. Она наряжалась причудливым образом и посещала крупные городские мероприятия, выставки, встречи. Фотографы ее замечали и фотографировали. Со временем она стала разбираться во многих направлениях искусства, не скупилась на комментарии для журналистов. Теперь ее на мероприятия приглашают, а она выбирает, пойти или не пойти.
Ну, а вообще, молодой художник должен правильно жениться. Творческой личности нужна поддержка, понимание, а иногда и толчок (улыбается). В идеале, конечно, жена должна работать на телевидении, или хоть как-то должна быть связана со СМИ.
Развитие вне мирового искусства
- Сургут вроде бы еще не прославился каким-то уникальным культурным проектом. Что можете посоветовать творческим людям небольшого рабочего города, чтобы сделать свой город и его людей ярче и заметнее?
- В одном из штатов Америки были такие художники – регионалисты. У них была принципиальная позиция – работаем в одном регионе, хорошо знаем людей, обычаи и пейзажи своего штата и будем работать только с этой базой. Одним словом, они не писали ничего, кроме пейзажей своего региона и портретов людей, которые там живут. Именно этим они прославились и вошли в историю.
Если в Сургуте появился бы какой-то самодостаточный художественный круг, где люди что-то придумывали и разрабатывали так, будто никто другой нигде и ничего не придумывает и вообще нет никакого мирового искусства. Думаю, это было бы интересно и оригинально.
Мода на искусство
- Мне кажется, что сейчас появилась мода - ходить на выставки и посещать культурные мероприятия. Это действительно так?
- А ведь и правда! Особенно это заметно в крупных городах, там культурные мероприятия посещает большое количество молодых людей. Например, в музей «Эрарта» часто очереди. А ведь это не «Эрмитаж», куда водят с экскурсией всех туристов, это музей искусства сегодняшнего дня. За последний год «Эрарту» посетило более 390 тысяч человек.
Если подумать, то куда пойти молодым людям? В ресторане они уже были, в театре были, надо бы как-то разнообразить досуг, и молодежь с удовольствием приходит в музеи.
Хотел бы поделиться наблюдением - современная молодежь другая, в творческом обществе характеризуется одним словом – «новыеумные». Вот ребятам 20 или чуть больше лет, а они уже знают несколько языков, полмира объездили, прочитали много книг. Таких немного, но именно они посещают музеи.
Запретов нет
- Владимир Олегович, в начале беседы вы охарактеризовали художника Дайбова как не политического. А что значит – политический художник?
- Сегодня понятие «художник» очень расширено. Например, один человек гвоздями прибил, простите, мошонку к брусчатке Красной площади, потом поджигал покрышки в Санкт-Петербурге у собора Спаса-на-Крови. Он считает себя художником, и никто его не может и не имеет права в этом переубедить. В России в тюрьму его не посадили, а отправили в психиатрическую клинику. Он прошел курс лечения, уехал в Париж и там опять начал «творить» – поджег двери Банка Франции в центре города. Ну, этого французы не поняли и посадили «художника» в тюрьму. Такого гражданина можно назвать политическим художником, в своих акциях он выражает протест действующей власти, политическому режиму…
К слову, аудитория у таких граждан, которые всеми силами стараются привлечь к себе внимание, широка. Да и девиантное поведение для большинства людей является более понятным, чем классическое искусство. Думать-то не надо.
- А вообще, есть какие-то табу для современного искусства?
- К сожалению, никаких запретов нет. В России есть законы, ограничивающие использование ненормативной лексики, но в целом в мировой практике нет никаких запретных тем.
«Молодежь сегодня очень интересная, они стараются прочувствовать всю палитру жизни, а не только заработать немного денег, как это было в 1990-е годы. Я летел в Сургут, но ощущение складывалось, будто приземлиться должен в Лондоне. Красивые и ухоженные, со вкусом и стильно одетые пассажиры, интересные беседы. В Сургуте, как, впрочем, и вообще в России, появляется новый, особый человек – более свободный, более информированный во всех сферах, более симпатичный»
Опубликованных комментариев пока нет.