Выбран регион
×
Экономика
0

К борьбе за инвестора готовы

Какое будущее ожидает главный нефтедобывающий регион страны? Будут ли реализованы планы по диверсификации, созданию наилучшего делового климата и насколько возрастет роль малого и среднего бизнеса? Об этом нам рассказал директор департамента экономического развития – заместитель губернатора Югры Николай Милькис.


– Какие вызовы сегодня стоят перед экономикой округа и как мы на них отвечаем?
– Все цели указаны в наших документах стратегического планирования. Которые, подчеркну, формируются с учетом мнения общественности. Приоритетная задача экономического блока – диверсификация экономики. Речь идет о развитии отраслей, не связанных с добычей углеводородов, о привлечении инвестиций.
Фокус инвестиционной политики Югры направлен на развитие перерабатывающих отраслей. Самым капиталоемким и комплексным проектом, который объединяет преимущества ресурсного потенциала Югры и возможности инновационного роста, выступает создание промышленного кластера. Он будет сконцентрирован в пределах особых экономических зон. Две из них планируется создать до 2024 года. К этому сроку в них уже будут резиденты.
Стоит задача создать в каждом муниципалитете технологические промышленные парки. Мы прогнозируем раскрытие потенциала Югры в создании товаров и услуг, ориентированных на рыночный сегмент. Получат развитие не только уже имеющиеся отраслевые специализации – нефтесервис, деревообработка, но и новые: интеллектуальные услуги и товары, ориентированные на потребление в условиях Севера и Арктики (в расчете на расширение возможностей Северного морского пути).
В результате мы ожидаем ежегодного прироста высокопроизводительных рабочих мест в размере свыше четырех тысяч.
– Какое место в планах занимает малое и среднее предпринимательство?
– Начнем с того, что в Югре обеспечена реализация целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса. Оптимизирован и сокращен срок их прохождения. Одна из наших главных задач – развитие конкуренции. В регионе уже есть рынки, где нет организаций с госучастием. Например, услуги такси, связи, торговли, страхования.
В Югре определены перспективные направления по развитию малого и среднего бизнеса. Например, создание единой информационно-сервисной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Это могут быть «дома предпринимателя», где все услуги оказывают по принципу «одного окна». Другое направление – развитие товаропроизводящей сети фирменных магазинов  ремесленных товаров. В качестве успешного примера могу привести открывшийся недавно в Ханты-Мансийске «Агромаркет» – все товары, представленные в магазине, брендированы товарным знаком «Сделано в Югре!».
Важнейшие задачи – формирование в молодежной среде культуры предпринимательства и лидерства, стимулирование развития социального бизнеса. В частности, необходимо сформировать карту сфер, где востребовано социальное предпринимательство. Также совместными усилиями власти, бизнеса и общества мы будем формировать карты бизнес-ниш. Это позволит определить в каждом муниципальном образовании точки роста. По сути, речь идет о кластерном подходе к созданию новых предприятий.
– По вашей оценке, способна ли действующая система поддержки бизнеса достичь этих целей, нуждается ли она в доработке?
– Однозначного ответа, достаточно или нет существующих мер поддержки, сегодня дать невозможно. Это мнение практически всех членов правительства и депутатов думы округа. Все потому, что каждый день что-то меняется.
Есть «коридоры», на которые следует обратить внимание в первую очередь. Это работа с федеральными программами, как с органами власти – Минэкономразвития и Минпромторгом, так и с институтами развития: корпорацией малого и среднего предпринимательства, Внешэкономбанком, Сбербанком и т. д.
Есть еще одно прорывное направление – сегодня тема лизинговых компаний корректируется в сторону повышения привлекательности для малого и среднего предпринимательства. Это большой ресурс, которым надо заниматься. И мы будем это делать. Особенно если субъект МСП готов свою продукцию экспортировать.
– У экспортно ориентированных предприятий больше возможностей для развития?
– Понимаете, есть предприниматели, которые не готовы со своим продуктом работать на экспорт, им достаточно местного рынка. Но любой бизнес заинтересован в развитии. Это сегодня ты «малый и средний», а завтра может быть совсем другая история. Это зависит от самого предпринимателя. Например, может, владелец теплицы в Ярках захочет выйти на фондовый рынок, привлечь портфельного инвестора, чтобы увеличить оборот. Почему бы и нет?
– В округе создана серьезная образовательная поддержка бизнеса. Только у Фонда поддержки предпринимательства Югры есть десятки обучающих программ, которые охватывают всех: от школьников и новичков до ветеранов бизнеса. Можно ли оценить, насколько эффективна эта система, нуждается ли она в дополнениях?
– Дополнять надо везде и всегда. Но перед этим нужно провести ревизию законодательных актов и других инициатив, которые работают в Югре. Может, какую-то надо убрать, а что-то добавить. Мы над этим постоянно работаем.
– Прогноз социально-экономического развития на ближайшие годы основан на консервативном подходе. Почему? Следует ли нам ожидать каких-либо потрясений? Хватит ли средств на выполнение всех обязательств, заложенных в бюджете?
– Лично я готовлюсь к худшему сценарию с точки зрения углеводородов – что сохранится имеющийся тренд на умеренное снижение добычи. В Югре действуют меры, стимулирующие геологоразведку, развитие нефтегазопереработки, рациональное использование попутного нефтяного газа. Но мы должны иметь подушку безопасности. Мало того, как говорит губернатор, эту подушку нужно грамотно использовать.
Необходимость роста малого и среднего предпринимательства не мной придумана. Это, как подтверждает мировой опыт, единственный путь построения эффективной экономики. Посмотрите, какая сейчас в Европе доля малого и среднего предпринимательства, какую они дают доходную часть бюджетов.
– А насколько это значимо для Югры? Все-таки у нас главенствует нефтедобыча.
– Мы в госпрограмму записали целевые показатели, взяли на себя обязательства согласно указу президента, какого числа малых и средних предпринимателей должны достичь. Это серьезная, амбициозная цель. Ее «по щелчку» не достигнуть.
Нам сегодня, и все это видят, крайне не хватает людей, которые, находясь в перспективном возрасте, работают, что-то создают. Традиционное предпринимательство, социальное, торговля – у нас нет закрытых тем. Самозанятость – очень перспективное направление. В нашем регионе люди выходят на пенсию гораздо раньше, чем в России в целом. Не все же из них хотят дома сидеть. И мы должны создавать все условия, чтобы они могли работать на себя. А если точнее, такие условия уже созданы, нужно их наращивать. У человека должен быть выбор, а рынку нужна конкуренция.
– В Югре планируют создать много новых промышленных производств, однако все в итоге упирается в наличие инвестора. Нет ли опасений, что эти проекты так и останутся планами? Что нужно сделать для привлечения инвестора в округ?
– Нужно продолжать работу – искать человека, структуру. Следует готовить такой продукт, чтобы инвестор понимал, где он будет зарабатывать деньги. Сегодня среди субъектов – жесточайшая конкуренция за инвесторов. Десять лет назад достаточно было построить в поле промышленную площадку, подвести туда коммуникации и ждать, когда придет капитал. Сейчас так уже не получится. Необходимо «упаковать» проект, чтобы инвестор понимал свою выгоду.
В целом округ обладает всеми ресурсами, чтобы формировать высокотехнологичную экономику, создавать новые рабочие места, стать центром привлечения инвестиций и технологий. В регионе действуют механизмы господдержки инвестора: предоставление гарантий, специальные налоговые режимы. Неотъемлемая часть такой поддержки – институциональные преобразования, которые заложены в гос-
программах. Ежегодно предоставляются средства на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей, объектов инфраструктуры, уплату процентов по привлекаемым заемным средствам.
– Получается, направление, в котором мы работаем, верное, но нужно прикладывать еще больше усилий?
– Другого выхода нет. Иначе нас конкуренты (подчеркиваю, именно конкуренты) опередят. Нужно создавать благоприятный инвестиционный климат. Другого никто еще не придумал.
Фотографии сюжета / 1 фото

Теги статьи: #Будущее Югры

Автор текста: Алексей Нейман   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

$