Она шла абсолютно своим путем!
Яков Черняк, директор Сургутской филармонии:
— Екатерину Владимировну Лоншакову принимала на работу директором музыкальной школы №1 легендарный руководитель культуры Сургута 1970–80-х годов Софья Васильевна Липявко, заслуженный работник культуры РСФСР. Выдающийся организатор, человек редкого профессионального чутья, как сейчас бы сказали — креативный менеджер, она дала многим путевку в профессию, в том числе и мне. Город Сургут ей многим обязан. Дай Бог ей здоровья!
Через некоторое время Софья Васильевна сказала: «Я не ошиблась. Она сможет». И она смогла! Смогла не только руководить классической музыкальной школой, но и осуществить прорыв в новую реальность!
В последние десять лет я видел в Екатерине Владимировне больше общественного деятеля, потому что ее деятельность была намного шире руководителя учреждения отрасли культуры. И роли деятеля культуры, и общественного деятеля определяли некую многогранность представления о культуре, как о главной части изменения общества.
Она, безусловно, была человеком, который мыслил государственно. Что касается ее роли общественного деятеля, постоянно говорю о том, что Лоншакова — это пример реального, деятельного отношения к делу. Особенно это было видно на посту председателя комиссии по культуре Общественной палаты Югры.
Что касается работы колледжа и роли директора, то Колледж русской культуры изменил не только культурный облик города — он изменил город! Это больше чем культура, больше чем отрасль, в которой есть учреждения дополнительного образования, библиотеки, музеи, досуговые учреждения и учреждения профессионального искусства.
Многие проекты, инициированные Екатериной Владимировной, были пилотными, новаторскими, и она считала эти новации необходимыми. Она была человеком, который шел абсолютно своим путем!
Культурный код Лоншаковой
Надежда Стрельцова, зампредседателя попечительского совета СурГУ:
— Я бы сказала, что у Екатерины Владимировны был выработан свой культурный код, который показывал образованность этого человека. Она смотрела в будущее на много лет вперед; она брала проекты, о которых никто не мог догадаться и до которых никто не мог дотянуться.
Мне всегда было с ней очень интересно общаться: я видела, как она придерживается какой-то стержневой линии, которая никогда не подводила ее в воспитании молодежи. Потому что колледж называется Колледжем русской культуры. А разве нам не важна русская культура и национальные традиции, если мы здесь родились, это наша земля, это наше Отечество?! И это Пушкин нам завещал:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам...
Что может быть светлей и выше этой любви к Отечеству, к своей малой родине, где ты появился на свет?.. Екатерина Владимировна очень счастливый человек: она родилась в Югре, получила высшее образование в Санкт-Петербурге и вернулась, чтобы украшать малую родину свою выпускниками созданного ею колледжа.
Да, Лоншакова — это редкий пример человека, который взял все лучшее из культурной столицы и принес это на свою малую родину… В Югру.
Впервые я встретилась с Екатериной Владимировной в Тюмени. Это был конец 80-х или даже 90-й год. Я тогда руководила Тюменским педагогическим колледжем №1 и после ремонта библиотеки и актового зала закупила новые кресла. Едва мы их начали расставлять, как появляется элегантная красивая женщина — Екатерина Владимировна Лоншакова из Сургута.
Оказывается, она тоже искала кресла! Но на складе их осталось не более двух-трех, а ей нужны были именно такие. Узнав, кто их выкупил, Лоншакова примчалась в Тюменский педколледж №1 и стала буквально умолять меня продать ей эти кресла. Разговор был недолгий — я легко сдалась, потому что на примете у меня еще были одни кресла.
Я быстро забыла об этой истории.
Но в 1997 году я появляюсь в Сургуте. Александр Леонидович Сидоров предложил мне возглавить департамент образования города. И здесь я встречаюсь с Екатериной Владимировной. Она попросила меня подготовить доклад об Аркадии Степановиче Знаменском. Я выступила с ним в Колледже русской культуры. Спускаюсь со сцены в зал, присаживаюсь и вижу — кресла какие-то знакомые. Спрашиваю Екатерину Владимировну: «Где вы приобрели эти кресла?». А она: «Да была такая ситуация: эти кресла купила директор педколледжа в Тюмени, а я у нее их выпросила». А потом смотрит на меня и говорит: «Надежда Яковлевна, так это же были вы!». Вот так сошлись звезды, и так я нашла в Сургуте своего первого друга!
Ее знали все – от Березова до Радужного!
Ирина Максимова, председатель Общественной палаты Югры:
— С Екатериной Владимировной Лоншаковой мы были знакомы с 2006 года, когда обе прошли по списку губернатора ХМАО и вошли в первый состав Общественной палаты Югры. С самого начала Екатерина Владимировна занималась очень важным направлением: она возглавляла комиссию по культуре.
Для нее русская культура была смыслом жизни, смыслом ее деятельности, поэтому то, что она стала председателем комиссии по культуре, закономерно и очень понятно. На своем посту Екатерина Владимировна вела большую работу и всею своею деятельностью, всеми своими масштабными мероприятиями она давала понять, что культура — это фундамент развития всего нашего общества. Что именно на этом фундаменте строится самое важное: и экономика, и все остальные направления общественной жизни. Особо значимым для всей России стал ее знаменитый «Славянский ход»: к участию в нем она привлекла и членов Общественной палаты.
Вначале, когда я пришла в Общественную палату, смотрела на Екатерину Владимировну с замиранием сердца. Для меня это был человек-боец. Первое впечатление: да, величественная и неприступная, а когда с ней знакомишься поближе, начинаешь вникать в ее планы, в ее мероприятия, то понимаешь, что она человек громадной системной мысли! Последние три года мы с ней очень сблизились, дружили. Если говорить в двух словах о Екатерине Владимировне Лоншаковой, то это подвижник! Очень целеустремленный, неукротимый общественник в хорошем смысле, с колоссальными идеями и творческими планами! Смыслом всей ее жизни было одно: сохранить русскую культуру. Общественная палата была для нее общественно-административным ресурсом, трибуной и возможностью передать свои громадные идеи и донести их до более широкого круга населения. Но главное: она умела убеждать, умела работать, не щадя себя! Ее знали все — от Березова до Радужного!
Послесловие от автора: «Она сеяла Слово о русской культуре»
…Я выключила диктофон, записав с телефона стройный, цельный, словно отточенный рассказ Ирины Максимовой о роли Лоншаковой в Общественной палате Югры. В памяти крутились вопросительные слова губернатора Натальи Комаровой, произнесенные в день ее кончины: «Как увековечить память о Лоншаковой?»
И тут произошло маленькое чудо: мой заочный респондент обобщила и подытожила многогранный образ Екатерины Владимировны. Он уложился в простую и понятную метафору — формулу ее жизни.
Лоншакова считала учеников своего колледжа «спасенными» жителями Ноева ковчега — я слышала это не раз! Она неустанно пробуждала нас своим целомудренным ощущением национального достоинства: имеем ли мы корни, чтобы называться русскими?! Неизменно возвышала нас в беседах и неустанно — сеяла, сеяла, сеяла…
Она сеяла Слово о русской культуре.
Опубликованных комментариев пока нет.