Беличьи шкурки были добыты еще в начале XX века. Послереволюционные годы принесли проблемы и в сургутские таежные просторы. Повсеместно проводилось раскулачивание населения, «меха для шитья теплой зимней одежды стало мало, а белок было много». Вот и начала собирать женщина детали шубы из шкурки белок, добытых зимой. Очень ей понравилась расцветка на брюшках, они светлой окраски, а не серой, как на спинке.
Шкурки выделывали все женщины в семье. Бережно мастерицы собирали кусочки и складывали в геометрическом порядке в единое полотно, сшивая сухожильными нитками наружу, чтобы не рвался нежный беличий мех. Внутреннюю подкладку собрали из лебяжьих шкурок и оленьего меха от старых шуб.
Первый готовый сак носили несколько поколений мастериц – сначала дочери, а потом и внучки, бережно реставрируя потертости и обновляя детали.
Раиса Ивановна приняла этот сак в школьные годы в дар от матери на память о бабушке. Получила его с обновленными из шкурок олененка подолом и рукавами, с пришитыми новыми рукавицами из оленьего камуса. Носила его, когда работала по хозяйству во дворе.
С тех времен много лет прошло, и теперь этот удивительный предмет бережно хранится в фондах Сургутского краеведческого музея как история и память о людях и судьбах.
Для шитья теплой зимней одежды мастерицы коренных северных народов используют шкуры крупных копытных (лося, оленя), шкурки птиц и пушных зверей. Это одни из самых доступных материалов.
Воротники и опушки подолов, искусно составленные из кусочков меха с лап лисы, соболя или хвостов белки, являются характерными элементами в костюме восточных ханты, к которым относятся и ханты Сургутского района.
На конкретные детали одежды требуются шкуры определенного качества. Это зависит от того, когда они были сняты и насколько тщательно выделаны. Шкуры сшивают только специальными нитками из сухожилий оленя. Нитки, ссученные из спинных и ножных сухожилий, различаются по качеству. Например, из ножных сухожилий – более прочные, ими пользуются при шитье обуви. Толстая оленья шкура позволяет применять только один вид шва — через край. Куски шкуры складывают вместе, ворсом друг к другу, и прошивают со стороны мездры.
Зимняя распашная одежда восточных ханты носит название сак. У ханты, проживающих по берегам рек Пим и Юган, существует как женский, так и мужской вариант. На Тром-Агане бытует только женский вариант подобного вида одежды.
Для пошива сака с подкладкой используют мех оленя и лебяжий пух. На воротник и оторочку идут лисий беличий меха, шкурки чернозобой гагары. Рукавицы традиционно подшиваются к рукавам и имеют специальный клапан для вынимания руки. Застегивается распашная одежда на кожаные ремешки-завязки.
Сак может быть меховым двусторонним и суконным на теплой меховой подкладке. Женский сак богато украшают орнаментальными полосами из меха или бисера. Размер декора зависит от наличия и обилия материала, а также от свободного времени, которым располагает мастерица.
Опубликованных комментариев пока нет.