Об учебном процессе у особенных детей, их взаимоотношениях со сверстниками и переживаниях родителей – читайте далее.
Уникальной школе – уникальный коллектив
Не за горами начало нового учебного года, и родители детей с ограниченными возможностями здоровья ищут школы, которые могут принять их ребят на обучение. Но, как оказалось, в Югре существует достаточно учебных заведений, готовых взять на себя большую ответственность. Одно из них – средняя общеобразовательная школа № 4, находящаяся в Ханты-Мансийске. Ее директор Василий Репский рассказал корреспондентам «Новостей Югры» о свой работе с особенными детьми.
Как известно, каждое инклюзивное учебное заведение должно иметь как минимум четырех специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. По словам Василия Репского, в школе № 4 весь педагогический состав прошел курсы повышения квалификации для работы с такими ребятами.
– Окружной Институт развития образования здорово помогает – они проводят курсы для педагогов. В службе сопровождения – четыре психолога, два логопеда, которые могут помочь решить некоторые проблемы, – рассказывает Василий Михайлович.
Например, неуспешность в учебе у такого ребенка может быть связана с незнанием многих букв – все это прорабатывается с логопедом. Он создает для каждого ребенка специальную программу, в которую могут быть включены массаж, гимнастика лицевых мышц или повторение звуков.
Также у каждого особенного ребенка должен быть ассистент или тьютор. Они играют роль «правой руки», помогают школьнику влиться в коллектив. Ассистент оказывает в основном техническую помощь – поднесет, подвезет, увезет, а тьютор – педагогическую. Он сидит на каждом уроке, помогает выполнять задания, дублирует то, о чем говорит учитель. Кстати, один такой тьютор или ассистент может помогать сразу шести школьникам с ОВЗ, а психолог – двенадцати.
Помощь извне
Школа № 4 сотрудничает с несколькими учреждениями: Центр адаптивного спорта Югры, реабилитационный центр «Лучик» и окружной Институт развития образования. Партнеры предоставляют не только кадровую, но и материальную поддержку.
Сотрудники адаптивного центра, например, приходят на помощь с уроками физкультуры. Для детей, которые просто не могут бегать, прыгать или играть в футбол в силу своего заболевания, они проводят специальные дополнительные занятия.
– Физкультура – это отдельный вопрос. Для детей с нарушением речи эти уроки обычные, а вот ребятам с нарушением опорно-двигательного аппарата спорт дается намного труднее. В прошлом году мы ввели отдельные часы для них, – поясняет директор. – Конечно, они не смогут играть в футбол или баскетбол, но они занимаются бочче – это стратегическая игра с мячом, выполняют нетрудные легкоатлетические занятия.
С Институтом развития образования школа сдружилась в 2016 году. На выигранные в конкурсе деньги он закупил для школы специальную мебель, для слабовидящих – аппарат Брайля, а слабослышащим – звуковых помощников.
Одна компания
Всего в школе обучается около полутора тысяч детей, из которых 196 – особенные. Каждый из них работает вместе со всем классом, общается со здоровыми детьми, и, как говорят сотрудники школы, они не привлекают особого внимания. Они – такие же, как и все.
У особенных детей со здоровыми складываются только дружеские отношения. В начале года в классе проводятся даже игры на сплочение, ведется педагогическая работа.
– «Я не дружу с ним, потому что он особенный» – об этом у нас даже речи быть не может, это касается и детей с повреждением опорно-двигательного аппарата. Им, наоборот, одноклассники помогают везде и во всем. Был интересный случай во время пожарной эвакуации. Ребенку на коляске помогали всем классом: одевали сначала его, а потом сами. Они не изгои, а одна компания, которая даже на переменах бегает вместе и ест в столовой, – говорит Василий Михайлович.
Не пугает ли вас тот факт, что вместе со здоровыми детьми будет учиться ребенок с особенностями? С этим вопросом «Новости Югры» обратились к родителям будущих первоклассников.
– Когда мы узнали, что у нас в классе будет учиться такой ребенок, конечно, начали немного волноваться. Мы разговаривали со своей дочерью, объяснили, что такие дети тоже есть и им нужно помогать, – рассказывает Виталина Черепанова, мама дошкольника.
Учителя вспоминали и не очень приятные моменты. Бывают такие дети, у которых никак не выстраиваются отношения с другими ребятами. Отсюда возникают конфликты, однако преподаватели решают и эти проблемы – по согласию родителей переводят неугомонного школьника на домашнее обучение, где с ним будет работать только учитель. Как правило, итогом довольны и сами дети.
Особое внимание преподаватели уделяют итоговым аттестациям и экзаменам, которые немного отличаются от стандартов. Например, если у школьников на ЕГЭ или ОГЭ сочинение, то особенных детей ждет изложение. В девятом классе вместо четырех обязательных предметов можно сдать только два – это не отражается ни в одном документе об окончании школы.
После сдачи экзаменов они так же могут поступить в вуз, где будут продолжать обучение, перед этим решив, кем хотят стать.
Таким образом, в округе сегодня создаются все условия для особенных ребят, чтобы они были полноправной частью общества: могли получить образование, профессию и найти свое место в любом коллективе.
Оксана мама особенного ребенка
- Для Максима настоящим мучением были уроки русского языка. Ему трудно писать ручкой в силу своих особенностей, а в школе № 4 это не стало проблемой. Сыну поставили специальную адаптированную клавиатуру, и теперь он хорошо учится! Это учебное заведение дает большие возможности благодаря работе сетевого центра инклюзивного образования. В этом году, кстати, Максим уже пойдет в третий класс.
Опубликованных комментариев пока нет.