На чьей стороне закон
По словам Андрея Белоусова, юриста и кандидата юридических наук, если вы уезжаете в командировку или получили травму, но планируете продолжить заниматься спортом в том клубе, где приобрели абонемент, то, как правило, дорожащий своей репутацией клуб всегда пойдет навстречу и либо предложит вариант «заморозки», либо сдвинет срок действия договора, либо предложит переоформить карту на другое лицо. Чаще всего эти моменты прописаны в договоре.
Но бывают ситуации, когда вы хотели бы совсем расторгнуть договор и вернуть деньги. В этом случае на вашей стороне закон «О защите прав потребителей» и статья 782 Гражданского кодекса РФ, напоминают эксперты Роскачества.
Согласно статье 32 закона «О защите прав потребителей», вы можете отказаться от пользования фитнес-клубом или бассейном в любое время. Если в договоре есть пункты, которые ухудшают ваше положение как потребителя по сравнению с законом, они недействительны. Аналогично статья 782 Гражданского кодекса гласит, что заказчик имеет право отказаться от исполнения договора услуг при условии возмещения исполнителю фактически понесенных расходов. Исполнитель данные расходы высчитывает самостоятельно и обязан доказать их размер. В расходы могут входить производство клубной карты и другие административные траты.
Возврат: от а до я
1. В договоре, как правило, должна быть уже описана вся процедура расторжения и возврата средств.
2. Обратитесь в фитнес-клуб (если это возможно во время карантина) и попросите расторжения договора. Клуб должен оформить дополнительное соглашение о расторжении, указав дату. Если в договоре об оказании услуг была прописана не только общая стоимость абонемента, но и стоимость единицы услуги, тогда будет легко рассчитать, какую сумму вам вернут. Деньги должны вернуть в течение 10 дней.
3. Если клуб отказывает вам в расторжении договора и возврате средств или если вы не согласны с возвращаемой суммой, то нужно писать заявление об отказе от дальнейшего исполнения договора и возврате денежных средств. Заявление пишется в свободной форме с указанием оснований вашего отказа (хотя это и необязательно, поскольку закон не связывает отказ с наличием оснований, воспринимается такое заявление всегда лучше), Ф. И. О., даты и подписи. Указывайте также сумму возврата. Срок возврата денежных средств установлен статьей 31 закона «О защите прав потребителей». Заявление составляется в двух экземплярах. При этом важно, чтобы на вашем экземпляре была отметка клуба о принятии с печатью, Ф. И. О., должностью и датой. Так вы действительно подтвердите, что уведомили клуб о расторжении досудебными средствами.
4. Недобросовестные владельцы фитнес-клубов могут отказаться принимать заявление. В этой ситуации можно при свидетелях в клубе составить заявление об отказе принимать заявление, но лучше отправить его по почте. Важно: это должно быть регистрируемое почтовое отправление на юридический адрес с уведомлением.
Важно отметить, что с 2015 года ответственность за неполучение почтового отправления, направленного по юридическому адресу, несет юридическое лицо.
5. Финальный шаг – обращение в суд. Если суду представлены все доказательства досудебных попыток решить конфликт, как правило, суд, помимо возврата средств по договору, присуждает заявленную неустойку и штрафы в полном объеме. Размер неустойки ограничен законом тремя процентами в день от стоимости услуги и общей стоимостью услуги.
Избушку – на клюшку
Фитнес-клуб может не уведомлять своих клиентов о закрытии. Вполне возможно, что клуб обанкротился. В случае отказа от добровольного удовлетворения претензии, с обращением в суд лучше не затягивать. Выиграть дело в суде и взыскать деньги – это разные вещи. Обязательный досудебный порядок урегулирования спора законом о защите прав потребителей не предусмотрен, поэтому обращаться можно сразу. Предварительная претензия и ее неудовлетворение исполнителем влияет на размер присужденной неустойки.
Когда человек приобретает карту еще только готовящегося к открытию клуба, а после оформления абонемента сроки открытия откладываются, то здесь на сторону клиента встает статья 28 закона «О защите прав потребителей». Клубу весьма сложно будет обосновать какие-либо изъятия из суммы фактическими расходами и не вернуть клиенту всей суммы по договору, поскольку потребителю не оказывалось никаких услуг. В соответствии с этой статьей можно отказаться от исполнения договора и попросить всю сумму обратно.
Если же все-таки открывшийся клуб разочаровал отсутствием нужных тренажеров, грубым поведением персонала, душным помещением, то также можно отказываться от договора и требовать возврата всей уплаченной суммы, поскольку услуга оказывалась явно с недостатком.
Алексей Редькин юрист
- Приведен правильный алгоритм обращения гражданина за защитой своих прав. Но если вдруг вы не можете сами их отстоять, в Югре работает целая система по защите прав потребителей. Это и федеральная структура Роспотребнадзор, отделы в администрациях поселений, правительстве округа, общественные объединения и некоммерческие организации, как, например, наш «Югорский СоветникЪ». Главное, чтобы у гражданина было желание отстаивать свои права при возникновении проблем и уверенность в положительном решении, а помощь, она реальна и рядом.
Опубликованных комментариев пока нет.