Мальчик из Карымкар
Родился Геннадий 5 марта 1943 года в многодетной семье русских колхозников, издавна живших в Карымкарах. Там же он закончил 4 класса и учился бы дальше, да сгорела школа-семилетка, и мальчик отправился в дальний интернат за десятки километров от родного дома. В новой школе дети всё делали сами: и дрова кололи, и коров доили. Трудное было время – послевоенное, поэтому, закончив семь классов, Гена вернулся в родной колхоз «Родина» в Карымкары.
– Я сначала был разнорабочим, потом выучился на тракториста, заочно закончив техникум, повышался до бригадира полеводческой бригады, а уже в 1966 году, в 23 года стал заведующим хозяйством совхоза «Обской», управляющим отделением №1, – рассказывает Геннадий Павлович.
Домой – после 10 вечера
Одновременно с работой наш герой учился и в омской партийной школе.
– Нынешнее поколение думает, что там только бумажки перебирать учили, заседать, пустословить, а меж тем, это если на современный язык перевести, был трёхгодичный институт госуправления, на который тебя выдвигали от районной партии за высокие показатели. Так я стал дипломированным агрономом-экономистом в 26, – отмечает хозяйственник.
В 1971 году Заровнятных направили работать директором совхоза «Перегрёбинский». В него входило 13 посёлков от Андры до Полновата. И пришлось работать ещё больше. Уходил до рассвета, а приходил в 10 вечера. Детей не видел – всё было на жене. И, как признаётся, половина его заслуг – её.
Жизнь в «Перестройку»
Успел побывать Геннадий и начальником управления сельского хозяйства Октябрьского района, а в 1988 году стал заместителем генерального директора «Красноленинскнефтегаз» по сельскому хозяйству, переехав в город Нягань.
– В то время дорог не было, приходилось всю продукцию возить вертолётами, и поэтому в мои задачи входила организация 14 подсобных хозяйств, строительство ж/д-тупиков, зернохранилищ, новых вертолётных площадок. Было у нас всё: каждый день мы кормили 22 тысячи рабочих свежим мясом и молоком. Это сейчас по дорогам легко всё доставить, а тогда подсобные хозяйства были не прихотью – жизненной необходимостью достойно кормить рабочий класс свежей продукцией, – рассказывает ветеран труда и заслуженный работник сельского хозяйства России.
На пенсии – в фермеры
В 2001 году Геннадий Павлович вышел на пенсию, да видать, не был создан для неё. Организовал он крестьянско-фермерское хозяйство вместе со своими детьми. Начали Заровнятные с самого начала – одной коровы, десятка поросят и полсотни куриц.
– Государство помогало, кредиты давало под 2%. Но тут я понял, что мне не хватает современного образования – поехал учиться в Тюменскую сельхозакадемию на зооинженера, а до этого я получил образование зоотехника. Сейчас мне 77, и у меня свыше 100 коров голштинской породы. Они особенные – крупные и массивные особи из Германии и Голландии. Молочные – мы их доим три раза в день. Сначала в 6:20 утра, затем в 12:30 и в 18:30 вечера. Делаем всё по науке – без неё никуда. Вот многие фермеры в Югре начинали вести хозяйство, и не получалось у них ничего. А всё потому, что знаний не хватало у них о животных и технике, без них в нашем деле никуда. Я вот всю жизнь учусь чему-нибудь новому, – поясняет Геннадий Павлович.
Бизнес в коронавирус
Заровнятных с 2012 года обеспечивают молоком и молочной продукцией все детские сады Нягани и Воньёгана. Благодаря им же на столах у югорчан всегда свежее мясо – у фермеров больше 300 свиней, а в иные годы было до 700. Есть у них и фирменные магазины, и постоянные клиенты, но всё равно пандемия коронавируса больно ударила по их семейному делу.
– В год мы получаем от 900 тысяч до 1,1 миллиона тонн молока, и натуральная продукция всегда вовремя поступала к основным заказчикам – детским дошкольным учреждениям, однако с приходом пандемии и закрытием детских садов поставлять молоко, йогурты, творог, топлёное молоко, ряженку, кефир стало особо некому, кроме горожан. Они любят нашу продукцию и ценят, но объемы не те – с трудом хватает только на зарплату рабочим. Сейчас потихоньку сады стали вновь открываться, и мы очень надеемся на поддержку государства, – сетует Геннадий Павлович.
Чтобы покрывать расходы на содержание помещений, уже взятые кредиты –пришлось пустить под нож часть стада свиней, а также продать лошадей в Сургут. Но больше всего берегут Заровнятных своих уникальных племенных коров – стоят они от 100 тысяч за одну особь. Приученные к северным широтам, те хорошо телятся и размножаются.
На вопрос, возможно ли существование в Сибири сельского хозяйства без поддержки государства, заслуженный работник сельского хозяйства России Геннадий Заровнятных отвечает однозначно «нет» – это попросту невозможно.
– Время такое, что без субсидий фермеры ни в США, ни в Китае не живут. У нас в стране они скромные: продал литр молока – получил за него компенсацию, а за границей другая система, там поддерживают сельхозпроизводителей в целом. И кормами, и кредитами, и льготами для работников. Мы пока такого не имеем, но надеемся, что это появится в будущем, ведь своё натуральное и домашнее всегда качественнее, а это – здоровье нас и наших детей и внуков, – заключает Геннадий Павлович. Добавим что у него самого – четверо внуков и двое правнуков.
Опубликованных комментариев пока нет.