Последние новости

16:43

Ханты-Мансийский НПФ стал оператором программы долгосрочных сбережений

16:34

В Югре пройдет форум по вопросам оказания кризисной помощи

16:00

Мобильный пункт тестирования на ВИЧ начал свою работу в Югре

2 марта

Сенаторы Совета Федерации посетили традиционный конкурс профмастерства югорских оленеводов

15:30

В Югре ожидается метель и сильный снег

15:24

Руководитель отдела Роспотребнадзора Югры в Пыть-Яхе брал взятки кондиционерами

15:05

Разработка югорских студентов заинтересовала международные компании

2 марта

Итоги законотворческой деятельности за 2023 год подвели депутаты Югры

15:01

В Новосибирске мать оставила ребенка в квартире на двое суток без еды

14:06

Бронеавтомобиль, подаренный сенатором Эдуардом Исаковым, спас жизни двух бойцов в зоне СВО

12:43

Полмиллиона югорчан уже ответили на вопросы Викторины «Достижения Югры».

2 марта

Как проходит рабочий день обходчиков проекта «ИнформУИК»

12:40

Югорчане могут помочь выбрать имя дальневосточному леопарду

11:40

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности обсудили в Югре

11:32

Выставочная программа Югры официально открыта в Международном аэропорту Всемирного фестиваля мо...

2 марта

Губернатор Югры Наталья Комарова на пресс-конференции ответила на 43 вопроса

Читать все новости

Обрести связь с миром

Количество детей с расстройствами аутистического спектра увеличивается во всем мире, но природа возникновения этого отклонения до сих пор остается загадкой. Существуют разные гипотезы – от влияния пестицидов и плохой экологии до генетических аномалий. Не создано до сих пор и четкой диагностики, форм и методов работы с такими детьми. Урайские специалисты стараются к каждому случаю подходить индивидуально. Их главная задача – социализировать необычного малыша, чтобы он мог полноценно жить, развиваться и учиться.

Они просто другие

Первые признаки отклонения можно заметить уже в младенческом возрасте. Такой малыш не любит физический контакт, напрягается, когда его берут на руки, у него не возникает комплекс оживления при виде близких людей. При этих симптомах можно заподозрить аутизм, но они могут быть признаками и других нарушений.

– Расстройства аутистического спектра (РАС) – обширное понятие. Бывает аутизм как психическое заболевание, а бывают аутичноподобные нарушения поведения на фоне неврологических проблем, – поясняет руководитель коррекционного центра «Развитие», педагог-дефектолог Татьяна Дармороз. – Обычно к трем годам становится понятно, есть ли у ребенка аутизм – в этом возрасте формируется большая часть нейронных связей, и по поведению уже можно судить о наличии отклонения.

Ребенок с РАС почти не контактирует с другими детьми, играет один и только определенными любимыми игрушками, выстраивает их в один ряд, часто бегает по кругу и совершает другие стереотипные движения. Часто дети с аутизмом не реагируют на свое имя, а их речь не связана с происходящим вокруг.

– Дети с аутизмом очень разные. У кого-то есть речь, но, например, отсутствует диалог. Многие не говорят вообще. Это связано с расстройством сенсорного восприятия – аутисты не могут полноценно воспринимать речь на слух, – говорит Татьяна.

Она объясняет, что у аутистов нарушен процесс обработки информации, поступающей от органов чувств. Это называется сенсорной дезинтеграцией. Обычный человек видит мир в едином образе, воспринимает его полноценно и целостно, тогда как восприятие человека с РАС разорвано на фрагменты. Он может видеть какой-то предмет и не замечать всего остального пространства и того, что в нем происходит, может не улавливать на слух либо улавливать искаженно сигналы из этого мира. Звуки, которые для нас проходят фоном, могут напугать таких детей, как гром.

– Какие-то сигналы ребенок воспринимает утрированно, какие-то, наоборот, слишком притупленно. Из-за этого возникают проблемы с восприятием мира и развитием, – добавляет педагог.

Разговорить и направить

В Урае дети с аутизмом и РАС могут проходить реабилитацию в специализированном Доме ребенка, в центре соцобслуживания и у негосударственных поставщиков, таких как «Развитие», «Логомир», «Альфа», «Успех». Обучаются такие ребята чаще всего в коррекционных школах по индивидуальным адаптированным программам.

– Возможностей много. Главное, понимать суть нарушения и то, какие методы можно использовать для коррекции, – считает Татьяна Дармороз.

Она подчеркивает, что важно не потакать таким детям. Взрослый должен выступать в роли тьютора и руководить поведением ребенка, ведь сам он этого делать не может. Есть специальные методики моделирования поведения, например АВА-терапия – известная и очень эффективная. В «Развитии» ее успешно применяют для работы с аутистами.

Суть методики в том, что педагог задает план поведения ребенка. Он полностью игнорирует нежелательные формы, такие как крик и истерика, и стимулирует выполнение развивающих заданий. Если у ребенка есть речь, но нет диалога, его целенаправленно учат отвечать на вопросы.

Среди аутистов много безречевых детей, при этом часто их интеллектуальная база сохранна. Но если нет восприятия речи, интеллект не развивается. Вот почему важная задача дефектологов – запустить речь. Если вовремя начать такую работу, то высока вероятность успеха.

Для детей с РАС очень полезны занятия по сенсорной интеграции и нейрокоррекции, они гармонизируют внутреннее состояние и делают восприятие мира более полноценным.

Нейрокоррекционными упражнениями с такими детьми занимаются инструкторы адаптивной физкультуры.

– Через движение улучшается внимание и способность к обучению. Занятия направлены не только на развитие силы мышц и выносливости, но и на познавательные функции. Детям с РАС это важно, так как двигательная сфера развивается неполноценно и это влияет на интеллект. Бассейн, как вид кинезотерапии, тоже очень полезен для аутят, так как снимает внутреннее напряжение, помогает им чувствовать и воспринимать свое тело. Все эти занятия важны для повышения обучаемости детей, – говорит Татьяна Дармороз.

Крик – это не дело

Дефектолог советует родителям необычных малышей ни в коем случае не потакать их капризам. Она отмечает, что 99 % мам и пап невольно балуют детей с аутизмом, тем самым закрепляя отрицательные формы поведения. Их нужно игнорировать.

– У маленького ребенка безусловный рефлекс – плач. Младенец не может по-другому выразить свои потребности. С возрастом этот рефлекс становится условным – ребенок уже понимает, что если он громко закричит, то добьется желаемого. Это бывает и у здоровых детей, они начинают этим сознательно манипулировать. А у деток с РАС и так нарушена коммуникация, они не могут объяснить, попросить. В результате закрепляется такая форма поведения, как крик и агрессия. Родители не выдерживают, если ребенок кричит долго, он может прокричать полчаса и добиться своего. Это страшно тем, что к 10–15 годам он становится асоциальной личностью.

Если это понимать и целенаправленно моделировать, можно достичь очень хороших результатов – как в развитии, так и в социализации.

Его особенный мир

В Урайском специализированном Доме ребенка проводят всестороннюю работу с детьми до 5 лет с расстройствами аутистического спектра. По заключению медиков здесь могут получать помощь дети из обычных семей.

– Детей с подтвержденным диагнозом аутизм у нас немного. Большинство имеют пограничные состояния – ментальные нарушения, близкие к РАС, – говорит старший воспитатель учреждения Наталья Савельева.

Заведующая реабилитационным отделением Нелли Курина рассказала о медицинских мероприятиях, которые проводят для таких малышей. Она подчеркнула, что реабилитация начинается после адаптации – когда дети привыкнут к группе и окружению.

– Начинаем с ненагрузочных мероприятий, не вызывающих отрицательных эмоций: цветовой терапии, массажа, хвойно-солевых ножных ванн. Постепенно расширяем процедуры. На лечебной физкультуре проводим индивидуальные занятия, приучая детей к двигательным навыкам, выполнению инструкций, – говорит Курина. – В солевой комната дети получают групповую спелеотерапию. Она обладает успокаивающим и иммуностимулирующим действием. Массаж используем как расслабляющий, так и улучшающий кровоснабжение, в том числе на речевые зоны – лицо, кисти, стопы.

Постепенно дети социализируются, начинают идти на контакт и играть со сверстниками.

– Чтобы помочь такому ребенку, нужно войти в его мир и понять, что он чувствует, – уверена педагог-дефектолог Дома ребенка Альвина Майсюк. – Нужно устранять изменение среды, в которой находятся такие дети, чтобы все находилось на одном месте. В группе должна быть продуманная организация сенсорной среды.

Песочная терапия, арт-терапия, криотерапия и другие нейросенсорные методы, применяемые педагогами, помогают малышам с РАС преодолевать трудности и научиться общаться.

– Наша задача – создать в группе благоприятную обстановку. Дети в силу своих особенностей плохо переносят большое скопление людей, яркие цвета, громкие звуки, смену режима дня. Они начинают от всего этого волноваться. Наша главная задача – социализировать их, научить жить в коллективе, – добавляет воспитатель Дома ребенка Ильзира Гравель.

Свет в конце тоннеля

Все специалисты сходятся во мнении, что главное – ребенка любить и принимать таким, какой он есть. Как только происходит принятие, открывается свет в конце тоннеля и вместо преград люди начинают видеть возможности.

– Большинство детей с РАС – одаренные и способные, у них есть скрытые таланты. Говорят, что многие известные личности имели какие-то аутистические расстройства, – считает Альвина Майсюк.

Татьяна Дармороз объясняет гениальность таких детей гетерохронией (неравномерностью) их развития.

– Абстрактные понятия у них формируются намного быстрее практических навыков. К нам приходят дети, которые знают цвета, буквы, читают, но не умеют держать карандаш. Они изначально склонны к науке, и если развить эти способности, помочь освоить предметно-практическую сферу, чтобы ребенок мог полноценно усваивать школьную программу, то гетерохронность и способность к феноменальным абстрактным образам помогут добиться успехов в научной сфере.

Важно разглядеть в ребенке его особенности и таланты и постараться развить. Несомненно, это огромный труд, но в качестве награды когда-нибудь вашего нелюдимого малыша могут назвать гением.   

Фото автора

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.

Последние новости

16:43

Ханты-Мансийский НПФ стал оператором программы долгосрочных сбережений

16:34

В Югре пройдет форум по вопросам оказания кризисной помощи

16:00

Мобильный пункт тестирования на ВИЧ начал свою работу в Югре

2 марта

Сенаторы Совета Федерации посетили традиционный конкурс профмастерства югорских оленеводов

15:30

В Югре ожидается метель и сильный снег

15:24

Руководитель отдела Роспотребнадзора Югры в Пыть-Яхе брал взятки кондиционерами

15:05

Разработка югорских студентов заинтересовала международные компании

2 марта

Итоги законотворческой деятельности за 2023 год подвели депутаты Югры

15:01

В Новосибирске мать оставила ребенка в квартире на двое суток без еды

14:06

Бронеавтомобиль, подаренный сенатором Эдуардом Исаковым, спас жизни двух бойцов в зоне СВО

12:43

Полмиллиона югорчан уже ответили на вопросы Викторины «Достижения Югры».

2 марта

Как проходит рабочий день обходчиков проекта «ИнформУИК»

12:40

Югорчане могут помочь выбрать имя дальневосточному леопарду

11:40

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности обсудили в Югре

11:32

Выставочная программа Югры официально открыта в Международном аэропорту Всемирного фестиваля мо...

2 марта

Губернатор Югры Наталья Комарова на пресс-конференции ответила на 43 вопроса

Читать все новости