Последние новости

20:23

Югорчан будут лично оповещать о возможном подтоплении

19:42

Открыт прием заявок на «Всероссийский конкурс массового рационализаторства»

19:20

В Сургутском районе отметят День соседей

19 мая

В столице Югры прошли забеги международного полумарафона «Забег.РФ»

19:05

В Югре стартовал конкурс на лучший клип про медицинскую семью

18:41

В Лянторе состоялась «Молодежная весна»

18:05

Прокуратура Югры просит родителей провести разъяснительную работу с детьми о правилах поведения...

17 мая

Фестиваль «Дух огня» представят за рубежом

17:50

Глава СКР поставил на контроль дело от смерти ребенка в Югре

17:11

Владимир Якушев призвал работать на опережение в связи с угрозами подтопления территорий Югры

17:05

В Югре действует единый информационный ресурс помощи бойцам СВО

17 мая

В Москве представили «Академическую историю Югры»

16:56

Нотариусы Югры для пошива теплой одежды военным СВО передали 570 метров флиса движению «Шьем дл...

16:00

Макеевчане учатся снимать сериал в Югре

15:45

За итоговой аттестацией югорских школьников будут наблюдать более шести тысяч камер

17 мая

160 млн человек охватил «Дух Огня»

Читать все новости

Овладение речью

Логопед Наталья Помазкова об излишней молчаливости сургутских детей и беспечности их родителей

Фото: Александр Онопа

Все югорские дошколята в возрасте от трех до семи лет были обеспечены местами в детских садах. Многотысячную очередь округу удалось ликвидировать за три года – в 2012 году в ней «стояли» 22 тысячи детей, а уже к 2015 году для них было создано более 28 тысяч мест. Они появились благодаря строительству новых детских садов, оптимизации имеющихся площадей, реконструкции зданий и работе частных дошкольных учреждений. 

Теперь путевки в садики уже сложно назвать заветными. А многие маленькие югорчане в детсадовских группах оказываются как минимум за полгода до своего трехлетия. Среди таких счастливчиков – и сургутские малыши. Воспитатели и педагоги города бьют тревогу – «говорящих» среди них немного. И с каждым годом таких молчунов становится все больше. С этим явлением в своей практике столкнулась учитель-логопед сургутского детского сада «Машенька» Наталья Помазкова. Специалист с более чем 25-летним стажем отмечает, что едва ли не в каждой группе есть ребенок с задержкой речевого развития или более сложными «речевыми» диагнозами. В интервью «Сургутской трибуне» Наталья Помазкова рассказала о возможных причинах этой тенденции и методах борьбы с ней. 

Причины
 Наталья Александровна, лично я о том, что сургутские дети начинают говорить позже, чем принято, услышала на одном из мероприятий от директора департамента образования города. Это действительно так?
- Говорить за весь город не могу. Но в детском саду «Машенька», где я работаю, эта тенденция действительно прослеживается. Еще несколько лет назад в логопедические группы принимали по 10–12 детей, сейчас уже по 15. Причем многие из них попадают к нам не только с диагнозом «задержка речевого развития», но и более сложными нарушениями развития – проблемами в психическом развитии, памятью, вниманием. Лет десять назад детки приходили в сад в 2–2,5 года и умели не только разговаривать, но и стихи рассказывать. А сейчас многие к этому приходят годам к трем, иногда позже. 

- А что, на ваш взгляд, поспособствовало развитию этой тенденции?
- Факторов на самом деле множество. Причинами отставания в развитии речи могут стать патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. А еще некоторая беспечность современных родителей. Многие до последнего предпочитают закрывать глаза на очевидные вещи и ждут, когда их ребенок сам разговорится, при этом не предпринимая никаких усилий для этого.

- А может быть, они просто не знают этих элементарных вещей? Или поддаются давлению со стороны бабушек. Старшее поколение любит предаваться воспоминаниям о том,  что папа малыша, например, до пяти лет молчал, а потом за месяц догнал своих сверстников.
- Может быть, тогда поясню. К 2,5 годам у ребенка в речи должны быть существительные, прилагательные, глаголы, то есть собственный словарный запас. Малыш должен уметь отвечать на вопросы, обращаться к членам семьи с просьбами, а также понимать взрослых. Например, брать книгу, когда мама об этом просит, а не начинать играть в машинку. Речь не о баловстве, кстати. Малыш должен различать цвета, уметь играть самостоятельно. А еще иметь развитую мелкую моторику. Еще несколько лет назад я не могла даже представить себе, что у моих воспитанников будут такие слабые пальчики! Даже шарик из пластилина скатать не могут многие. Родителям нужно обращать внимание на то, как ребенок справляется с этими задачами. Если хотя бы одна из них ему не поддается, следует попробовать проработать этот вопрос самостоятельно. Если не получилось – обращаться за помощью к специалистам. 

Что делать?
- Итак, ребенку поставили «задержку речевого развития». С чего следует начинать борьбу с этим диагнозом? Или в домашних условиях это невозможно?

- Возможно. Можно начать с артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений. Ребенок не будет выговаривать звуки правильно, если не научить его правильно дышать. При выполнении таких упражнений стоит помнить о том, что вдох делается носом, выдох ртом, а щеки не должны быть напряжены или надуты. От правильного исполнения выдоха во многом будет зависеть, как успешно малышу будет даваться постановка звуков. С детьми нужно как можно больше общаться. Причем не просто рассказывать им о каком-то явлении, а выстраивать с ними диалог, заставлять их отвечать на вопросы. Например, мама сыну на прогулке рассказывает об окружающем мире, параллельно расспрашивая его о том, что он запомнил из услышанного. Какое время года у нас? А как ты догадался, что зима? Ребенок начинает размышлять, что на земле снег лежит, люди тепло одеты. Пришли домой, сразу же закрепили материал – нарисовали зиму. 20 минут в день на это потребуется. Задействовали речь, позанимались продуктивным видом деятельности, пробудили интерес к исследованиям. 
- А что делать, если соблюдение этих, казалось бы, прописных истин не помогает: ребенок и карандаш правильно в руках держит, и цвета различает, и все понимает, но молчит?
- Обращаться за помощью к специалистам. Можно прийти к логопеду в поликлинику по месту жительства, можно посоветоваться с логопедом в детском саду или найти частного специалиста. Если форма более запущенная, то нужно начинать работу с дефектологами или даже неврологами. Ведь иногда неразговорчивость может свидетельствовать о перенесенном малышом стрессе.

Во вред или во благо?
- А могут ли в такой ситуации помочь современные гаджеты – или от них больше вреда, чем пользы?

- Я считаю, что если уж использовать компьютерные технологии, то только во благо. Существует большое количество сайтов с необходимым логопедическим материалом. Но до трех лет гаджеты вообще не нужны, а после трех лет можно использовать их с благими намерениями. В своей работе мы сами используем диски с развивающими играми.  Материал на них разработан специалистами-логопедами для работы с детьми разных возрастных категорий и с разными проблемами. Затрагивается развитие всех речевых процессов – фонетического слуха, грамматики, связной речи. Если вместо гонок и стрелялок включать ребенку такие программы, вреда точно не будет.

- А книги могут помочь родителям разговорить их ребенка?
- Несомненно, но только если они подобраны в соответствии с возрастом ребенка. Желательно, чтобы к трем годам ребенок уже знал самые простые стихотворения Агнии Барто. Но многие детки их не знают в этом возрасте. Если ребенку сложно запомнить четверостишие, можно нарисовать ему его схематически. Девочку Таню, Таню со слезками, рупор, речку. Дети при помощи схем-моделей легче запоминают информацию. Призываю всех перед сном читать книги, несколько раз одно и то же произведение, чтобы ребенок запоминал, а потом пытался пересказать происходящее на страницах. И всегда, в игре, в процессе обучения, на прогулке, родители должны требовать от малыша обратную связь! 

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

20:23

Югорчан будут лично оповещать о возможном подтоплении

19:42

Открыт прием заявок на «Всероссийский конкурс массового рационализаторства»

19:20

В Сургутском районе отметят День соседей

19 мая

В столице Югры прошли забеги международного полумарафона «Забег.РФ»

19:05

В Югре стартовал конкурс на лучший клип про медицинскую семью

18:41

В Лянторе состоялась «Молодежная весна»

18:05

Прокуратура Югры просит родителей провести разъяснительную работу с детьми о правилах поведения...

17 мая

Фестиваль «Дух огня» представят за рубежом

17:50

Глава СКР поставил на контроль дело от смерти ребенка в Югре

17:11

Владимир Якушев призвал работать на опережение в связи с угрозами подтопления территорий Югры

17:05

В Югре действует единый информационный ресурс помощи бойцам СВО

17 мая

В Москве представили «Академическую историю Югры»

16:56

Нотариусы Югры для пошива теплой одежды военным СВО передали 570 метров флиса движению «Шьем дл...

16:00

Макеевчане учатся снимать сериал в Югре

15:45

За итоговой аттестацией югорских школьников будут наблюдать более шести тысяч камер

17 мая

160 млн человек охватил «Дух Огня»

Читать все новости