Все югорские дошколята в возрасте от трех до семи лет были обеспечены местами в детских садах. Многотысячную очередь округу удалось ликвидировать за три года – в 2012 году в ней «стояли» 22 тысячи детей, а уже к 2015 году для них было создано более 28 тысяч мест. Они появились благодаря строительству новых детских садов, оптимизации имеющихся площадей, реконструкции зданий и работе частных дошкольных учреждений.
Теперь путевки в садики уже сложно назвать заветными. А многие маленькие югорчане в детсадовских группах оказываются как минимум за полгода до своего трехлетия. Среди таких счастливчиков – и сургутские малыши. Воспитатели и педагоги города бьют тревогу – «говорящих» среди них немного. И с каждым годом таких молчунов становится все больше. С этим явлением в своей практике столкнулась учитель-логопед сургутского детского сада «Машенька» Наталья Помазкова. Специалист с более чем 25-летним стажем отмечает, что едва ли не в каждой группе есть ребенок с задержкой речевого развития или более сложными «речевыми» диагнозами. В интервью «Сургутской трибуне» Наталья Помазкова рассказала о возможных причинах этой тенденции и методах борьбы с ней.
Причины
Наталья Александровна, лично я о том, что сургутские дети начинают говорить позже, чем принято, услышала на одном из мероприятий от директора департамента образования города. Это действительно так?
- Говорить за весь город не могу. Но в детском саду «Машенька», где я работаю, эта тенденция действительно прослеживается. Еще несколько лет назад в логопедические группы принимали по 10–12 детей, сейчас уже по 15. Причем многие из них попадают к нам не только с диагнозом «задержка речевого развития», но и более сложными нарушениями развития – проблемами в психическом развитии, памятью, вниманием. Лет десять назад детки приходили в сад в 2–2,5 года и умели не только разговаривать, но и стихи рассказывать. А сейчас многие к этому приходят годам к трем, иногда позже.
- А что, на ваш взгляд, поспособствовало развитию этой тенденции?
- Факторов на самом деле множество. Причинами отставания в развитии речи могут стать патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. А еще некоторая беспечность современных родителей. Многие до последнего предпочитают закрывать глаза на очевидные вещи и ждут, когда их ребенок сам разговорится, при этом не предпринимая никаких усилий для этого.
- А может быть, они просто не знают этих элементарных вещей? Или поддаются давлению со стороны бабушек. Старшее поколение любит предаваться воспоминаниям о том, что папа малыша, например, до пяти лет молчал, а потом за месяц догнал своих сверстников.
- Может быть, тогда поясню. К 2,5 годам у ребенка в речи должны быть существительные, прилагательные, глаголы, то есть собственный словарный запас. Малыш должен уметь отвечать на вопросы, обращаться к членам семьи с просьбами, а также понимать взрослых. Например, брать книгу, когда мама об этом просит, а не начинать играть в машинку. Речь не о баловстве, кстати. Малыш должен различать цвета, уметь играть самостоятельно. А еще иметь развитую мелкую моторику. Еще несколько лет назад я не могла даже представить себе, что у моих воспитанников будут такие слабые пальчики! Даже шарик из пластилина скатать не могут многие. Родителям нужно обращать внимание на то, как ребенок справляется с этими задачами. Если хотя бы одна из них ему не поддается, следует попробовать проработать этот вопрос самостоятельно. Если не получилось – обращаться за помощью к специалистам.
Что делать?
- Итак, ребенку поставили «задержку речевого развития». С чего следует начинать борьбу с этим диагнозом? Или в домашних условиях это невозможно?
- Возможно. Можно начать с артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений. Ребенок не будет выговаривать звуки правильно, если не научить его правильно дышать. При выполнении таких упражнений стоит помнить о том, что вдох делается носом, выдох ртом, а щеки не должны быть напряжены или надуты. От правильного исполнения выдоха во многом будет зависеть, как успешно малышу будет даваться постановка звуков. С детьми нужно как можно больше общаться. Причем не просто рассказывать им о каком-то явлении, а выстраивать с ними диалог, заставлять их отвечать на вопросы. Например, мама сыну на прогулке рассказывает об окружающем мире, параллельно расспрашивая его о том, что он запомнил из услышанного. Какое время года у нас? А как ты догадался, что зима? Ребенок начинает размышлять, что на земле снег лежит, люди тепло одеты. Пришли домой, сразу же закрепили материал – нарисовали зиму. 20 минут в день на это потребуется. Задействовали речь, позанимались продуктивным видом деятельности, пробудили интерес к исследованиям.
- А что делать, если соблюдение этих, казалось бы, прописных истин не помогает: ребенок и карандаш правильно в руках держит, и цвета различает, и все понимает, но молчит?
- Обращаться за помощью к специалистам. Можно прийти к логопеду в поликлинику по месту жительства, можно посоветоваться с логопедом в детском саду или найти частного специалиста. Если форма более запущенная, то нужно начинать работу с дефектологами или даже неврологами. Ведь иногда неразговорчивость может свидетельствовать о перенесенном малышом стрессе.
Во вред или во благо?
- А могут ли в такой ситуации помочь современные гаджеты – или от них больше вреда, чем пользы?
- Я считаю, что если уж использовать компьютерные технологии, то только во благо. Существует большое количество сайтов с необходимым логопедическим материалом. Но до трех лет гаджеты вообще не нужны, а после трех лет можно использовать их с благими намерениями. В своей работе мы сами используем диски с развивающими играми. Материал на них разработан специалистами-логопедами для работы с детьми разных возрастных категорий и с разными проблемами. Затрагивается развитие всех речевых процессов – фонетического слуха, грамматики, связной речи. Если вместо гонок и стрелялок включать ребенку такие программы, вреда точно не будет.
- А книги могут помочь родителям разговорить их ребенка?
- Несомненно, но только если они подобраны в соответствии с возрастом ребенка. Желательно, чтобы к трем годам ребенок уже знал самые простые стихотворения Агнии Барто. Но многие детки их не знают в этом возрасте. Если ребенку сложно запомнить четверостишие, можно нарисовать ему его схематически. Девочку Таню, Таню со слезками, рупор, речку. Дети при помощи схем-моделей легче запоминают информацию. Призываю всех перед сном читать книги, несколько раз одно и то же произведение, чтобы ребенок запоминал, а потом пытался пересказать происходящее на страницах. И всегда, в игре, в процессе обучения, на прогулке, родители должны требовать от малыша обратную связь!
Опубликованных комментариев пока нет.