×
Общество
0

По ту сторону экрана

21 ноября наши коллеги-телевизионщики отметили профессиональный праздник. Чтобы больше узнать о том, как устроена местная фабрика новостей, мы побывали в гостях у телерадиокомпании «Спектр+» медиахолдинга «Западная Сибирь».

Место под солнцем

Весной местная ТРК перешла на круглосуточное вещание. Теперь весь контент транслируется на собственном канале медиахолдинга «Наши города». Это большое достижение для местного телевидения, которое может позволить себе далеко не каждая муниципальная и даже региональная компания. Свой канал открыл перед телевизионщиками новые возможности для творчества и взаимодействия со зрителем. На «Наших городах» стало больше выпусков новостей, и утренние события в обед уже выходят в эфир.

– Местное телевидение сейчас, с одной стороны, переживает непростые времена – приходится бороться за место под эфирным солнцем, – прокомментировал директор ТРК «Спектр+» Антон Сазонов. – С другой стороны, наступил период масштабных преобразований, переформатирования телевидения. Мы понимаем, что проигрываем интернету в оперативности подачи информации. Поэтому новости выходят чаще.

Телекомпания транслирует свой контент не только в телеэфире, но также в соцсетях и на Youtube.

Один в эфире не воин

Телевидение – это командная работа. Корреспондент, оператор, видеомонтажер, звукорежиссер, редактор – задействованы в создании каждого сюжета.

Елена Шамшаева работает в этой отрасли почти 20 лет – с 2001 года. Ее творческий путь в журналистике начался в Кондинском районе, продолжился на «Урай-ТВ», а в 2008 году она пришла на ТРК «Спектр+». Опытный корреспондент говорит, что жизнь телевизионщиков всегда кипит, не оставляя времени на адаптацию и депрессии.

– 20 лет пролетели незаметно. В этом плюс работы журналистом. Телевидение поглощает настолько, что вообще не замечаешь личных проблем, – рассказывает она, параллельно набивая текст очередного сюжета.

Больше всего Елена любит снимать сюжеты о людях благородных профессий – тех, кто спасает жизни: о пожарных, спасателях, хирургах. Журналистам приходится работать в самых разных условиях. На днях Елена с микрофоном пробиралась по неокрепшему льду к спасателю, чтобы он прямо из проруби рассказал телезрителям о том, как выбраться из ледяной воды и почему сейчас гулять по реке опасно.

Не бывает скучных новостей

Даже о протокольном совещании можно снять крутой динамичный сюжет. Любое совещание – это тема городской жизни, и преподнести ее можно по-разному.

– Взять, например, заседание какой-нибудь комиссии, где обсуждается реорганизация местных свалок. Мы не будем транслировать, как оно проходит, а поедем на свалку, чтобы показать масштабы проблемы зрителям, – объясняет Елена. – В сюжете мы расскажем, каким образом будет решаться мусорный вопрос, и возьмем комментарии у спикеров.

На местном телевидении прерогатива всегда у городских новостей. Сюжеты на производственные темы выходят в отдельной программе, но и в них есть много интересного даже для зрителей, не связанных с нефтяной отраслью. Например, очерки о людях. Елена Шамшаева говорит, что она бы не отделяла производство от города. Ведь без нефти, скорее всего, не было бы Урая.

Чтобы сделать сюжет интересным, важно максимально погрузиться в событие или профессию. Поэтому редактор ТРК Екатерина Кузьмина при подготовке сюжетов старается все опробовать на себе. Если снимают хоккей – встает на коньки, если дайвинг – погружается в озеро.

– Одно дело увидеть что-то со стороны, а другое попробовать самому, – говорит она. – На телевидении очень важны эмоции и картинка. Текс уходит на второй план. Он сжатый, сконцентрированный.

Екатерина любит снимать очерки о людях, об интересных необычных героях.

Человек без кожи

– Журналист – это человек без кожи, который все очень остро чувствует. Он не может пройти мимо интересного события или несправедливости, мимо людских проблем. Он должен все запечатлеть и суметь разобраться, – так свою профессию описала Алёна Валей. – Важно быстро анализировать информацию, улавливать основное, разносторонне развиваться.

Алёна попала на телевидение в 2008 году абсолютно случайно.

– В Нарьян-Маре образовалась новая ТРК, набирали людей, и я пришла стажироваться. Написала первый сюжет про школьный показ мод, и меня взяли в штат, – рассказала Алёна.

В родном городе ее начали узнавать на улице, и она стала «ходячей энциклопедией» для жителей и своих знакомых – не могла спокойно стоять на остановке, к ней всегда подходили люди и рассказывали о своих проблемах.

Профессия корреспондента нравится Алёне своей универсальностью.

– Человек, работающий бухгалтером или воспитателем, никогда не окажется в тех местах, где бываем мы. Мы можем работать и в детском саду, и на отдаленном стойбище, посидеть в кабине самолета, побывать на вахтовом поселке... Журналист должен развиваться во всех направлениях, знать о разных специальностях и отраслях. Не получается вариться в чем-то одном, – отмечает собеседница.

Из всех мест, где удалось побывать, Алёне больше всего запомнилось оленеводческое стойбище. Эта поездка разрушила стереотипы об оленеводах и их жизни:

– Было удивительно, что в чуме есть свет, интернет, телевизор, телефон, около него установлена спутниковая тарелка, работает дизельный генератор. Они такие же цивилизованные люди, а нам в городах пытаются навязать совсем другую картинку.

Точка сборки

Верстка и монтаж новостей происходит в специальной программе. Телевизионщики называют ее «синегой» или «фабрикой». Операторы выгружают туда весь отснятый материал, журналисты набирают тексты сюжетов, монтажеры сводят это все воедино, и сюжет выходит в эфир. Один из монтажеров ТРК «Спектр+» Юрий Исаев сводит кадры уже 14 лет.

– Монтаж – это предпоследняя ступень перед выходом материала в эфир, – говорит он – При сборке сюжета нередко возникают споры с журналистами. Без этого ничего не получится – так рождается истина. Поэтому всегда обсуждаем, как лучше сделать. Иногда корреспондент предлагает применить в сюжете какую-то фишку. Моя цель – или согласиться с ним, или объяснить, что его пожелания не соответствуют реалиям, правилам монтажа.

Фишек в арсенале у Юры целое множество. Он может ускорить кадр, сделать его черно-белым или увеличить. Может все собрать как новостной сюжет, чтобы картинка разворачивалась последовательно. Или построить кадр иначе – с применением ассоциативного ряда.

До чего техника дошла

Кроме новостей, в телекомпании занимаются производством документальных фильмов и программ. Продвинутые технические средства позволяют использовать в сюжетах инфографику и дополненную реальность. снимать городские пейзажи и события с высоты птичьего полета помогают квадрокоптеры. Например, так в Урае снимали Крещение Господне, чтобы наглядно показать масштабность крестного хода к иордани.

– Требования к видеоконтенту сейчас очень высоки. Любой человек имеет возможность купить квадрокоптер или профессиональную камеру. Мы идем в ногу со временем, у нас есть и коптеры, и экшн-камеры, – рассказывает руководитель ТРК «Спектр+».

Сегодня у местного телевидения есть все возможности создавать контент на уровне федеральных компаний. Качество сигнала тоже не уступает – совсем скоро «Наши города» перейдут на HD-формат.

– Работа по-прежнему интересна. Общаемся с живыми людьми, с горожанами, рассказываем об их историях, судьбах, достижениях. Телевидение – это картинка, это жизнь, – резюмирует Антон Сазонов.

Фото из архива ТРК «Спектр+»

Фотографии сюжета / 1 фото

Автор текста: Наталья Дмитращук

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии