×
Общество
0

Снова в школу

Как настроить детей на учебу после затяжных каникул


У сургутских школяров  началась новая учебная четверть. Декабрьский карантин и почти двухнедельный отдых в январе выбили из привычной колеи детей и подростков. Перед родителями встала непростая задача – как настроить любимое чадо на учебу. Если у старшеклассников какая-никакая ответственность все-таки выработана, то у учащихся младших классов каждый поход в школу после длительного отдыха  – это фактически стресс.  

Какие действия предпринять, чтобы повысить мотивацию, на что обратить внимание в первую очередь, читателям «Сургутской трибуны» рассказала психолог, начальник отдела координационной работы и методического обеспечения Центра диагностики и консультирования Наталья Карловская. 

Пораньше ложиться спать

- После новогодних каникул, после активорок, дети, конечно же, пойдут в школу с большой неохотой. Для младших учащихся это настоящий стресс. Дети  будут очень невнимательны, необязательны, рассеяны.  И если со стороны родителей не будет контроля, то вполне вероятно, что дети даже позволят себе прогуливать уроки.  Кто-то намеренно, а кто-то попросту может забыть, что надо идти в школу. Но самое важное, на что стоит обратить внимание родителям, - это то, что дети будут быстро утомляться. Учитывая, что в каникулы режим дня был нарушен: они поздно ложились спать, поздно вставали - в первые дни им будет особенно тяжело включиться в новый режим. Родители должны  взять это на заметку и заранее приучить детей к новому графику – пораньше укладывать и пораньше будить. Нужно также брать во внимание, что скорость психических процессов у каждого человека своя. Есть дети-жаворонки, есть совы. С учетом этих особенностей и нужно выработать некий режим. Если ребенок медлительный, то будить его нужно не за 10-20  минут до выхода, а заранее. Тогда можно будет избежать утренних скандалов из-за того, что ваше чадо не может встать с постели и ничего не успевает. Родителям тоже надо будет настроиться и с пониманием отнестись к особенностям ребенка, поддерживать его, но при этом твердо предъявлять свои требования. Ребенок должен усвоить, что есть такое слово «надо».
Контроль и режим

Эти два понятия – главенствующие для родителей. Один из них в идеале должен включиться в режим школьника: контролировать режим дня, следить за тем, чтобы ребенок высыпался и шел в школу бодрым. Если ребенок учится во вторую смену, необходимо контролировать его звонками, напоминать, чтобы он собрался в школу, вовремя вышел из дома, проверить – в школе ли он. Сегодня этот вопрос решается легко - мобильные телефоны есть в каждой семье. И надо помнить, что младшеклассники очень легко отвлекаются: они могут собираться в школу, но между делом присядут за компьютер и забудут обо всем. Это особенности детской психики, а потому контроль должен быть постоянным. Контроль сбора в школу, выполнение 
домашних заданий, посещение уроков, до тех пор пока ребенок не втянется в учебный процесс. Ведь не секрет, что и взрослым довольно сложно  включиться  в рабочий ритм после длительного отпуска, но они могут себя замотивировать, а вот ребенку настроиться самостоятельно сложно. Поэтому помощь родителей, особенно в первые дни, необходима: надо твердо, но без окриков и грубости убедить ребенка, что необходимо пораньше ложиться, что нужно возвращаться в учебный процесс и выполнять все требования, которые предъявляют в школе. После уроков ребенок должен обязательно отдохнуть – не надо сразу же заставлять его делать уроки или нагружать домашними делами.
Кнут и пряник

Рекомендации родителям: с первых дней поддерживать связь со школой, с классным руководителем. Для ребенка это будет одновременно и стимул, и своего рода кнут. Находясь постоянно в поле зрения родителей, школьник не станет лишний раз отлынивать от уроков, это дисциплинирует его и, в конце концов, воспитает ответственность. Мотивировать ребенка можно разными методами, но я хочу отметить, что никогда не надо приводить ему в пример отличников в классе или, того хуже, успешных людей, бизнесменов. Это может привести к тому, что ребенок разочаруется в себе, у него понизится самооценка, и, как следствие, приведет к серьезным психологическим проблемам. Но и пугать его работой дворника или грузчика тоже не стоит. Вообще, вопрос поощрения и наказания ребенка решается родителями индивидуально. Но есть жесткие рекомендации психологов в плане того, что ни в коем случае нельзя поощрять ребенка  к учебе деньгами и ценными подарками. Это подкуп, так у школьника никогда не разовьется истинная мотивация и интерес к знаниям. Такой потребительский подход развращает детей, и чем дальше, тем дороже будут обходиться родителям их требования. Сегодня – игрушки, завтра - дорогие вещи, послезавтра - автомобиль…  
Но и  постоянно ругать за плохие оценки ребенка не надо, это неконструктивно. Постарайтесь выяснить, почему такой результат, в чем проблема. Помогите ему, разъясните, позанимайтесь с ним. Совместные занятия, кстати, сближают и рождают доверительные отношения. Родители могут рассказать, что и сами в школе не всегда преуспевали, но это не помешало им добиться успеха. Личный пример очень важен. И не забывать всегда хвалить за хорошие результаты!
Ох уж этот трудный возраст

В подростковом периоде у ребенка возникает много вопросов по отношению к себе. Подросток проживает определенный кризис, и ведущий тип деятельности в это время не учеба, а общение со сверстниками. Именно в этот период подросток начинает критически оценивать родителей, учителей,  а собственная самооценка, как правило, завышается. Он стремится к самостоятельности, к тому, чтобы как можно быстрей выйти из-под опеки. При этом жизненного опыта и знаний маловато. И ждать от подростка, что он пойдет в школу с большой радостью, не стоит. В идеале в этом возрасте у него уже должна быть сформирована ответственность. То есть он должен понимать последствия своих действий: не пойдет в школу – значит, получит плохую оценку и ему потребуется наверстать упущенное. Если ответственности нет, родители могут столкнуться с проблемами. Все, что они могут сделать в данный момент, - это опять же предложить свою помощь. Но помощь не должна быть довлеющей, с подростком, впрочем, как и с ребенком помладше, родители должны общаться на равных и четко понимать, что перед ними личность.

советы

•    Родители должны 
общаться с детьми на равных и понимать, что перед ними личность 

•    Пугать детей работой дворника или грузчика тоже не стоит

Цитата

«Мотивировать ребенка можно разными методами, но я хочу отметить, что никогда не надо приводить ему в пример отличников в классе или, того хуже, успешных людей, бизнесменов. Это может привести к тому, что ребенок разочаруется в себе, у него понизится самооценка» 

Теги статьи: #Школа #Каникулы

Автор текста: Галина Батищева   Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии