Последние новости

16:08

Группа ВТБ: спрос на яйца и продукты для выпечки вырос на 22% накануне Пасхи

15:55

Количество вакансий в Югре за год выросло на 18,5 %

15:10

Группа ВТБ завершила объединение пенсионных фондов

7 мая

Наталья Комарова: «Вступление Владимира Путина в должность Президента РФ — событие, открывающее...

15:05

Как избавиться от тошноты?

15:02

В Югре более 30 человек обратились за медицинской помощью после укусов клещей

14:59

Сургутские «Барсы» пролетят с портретами фронтовиков над пятью городами Югры

7 мая

Владимир Путин вступил в должность президента России

14:51

Владимир Якушев пригласил уральцев присоединиться к конкурсу «Знание.Лектор»

13:31

На телеканал «Югра» прислали информацию о более чем 12 тысячах ветеранов для проведения «Бессме...

13:09

В канун Дня Победы сотрудники АО «Газпром энергосбыт Тюмень» поздравили ветеранов в Югре, на Ям...

7 мая

Более 7,5 млн раз югорчане записались на прием к врачу дистанционно

13:06

Представители водоканалов страны высоко оценили работу по модернизации ЦТП в Нижневартовске

13:03

Студенты ханты-мансийского колледжа будут петь военные песни в автобусах

12:47

Госавтоинспекция Югры призывает водителей мототехники к соблюдению ПДД

4 мая

В Ханты-Мансийске открылся турнир «Сибирские грэпплеры» имени Владимира Жоги

Читать все новости

Светлана Угрюмова: «Мой первый урок стал для меня уроком на всю жизнь»

Общество
19 сентября 2016 04:15

Коллеги говорят об учителе русского языка и литературы урайской школы № 12 Светлане Владимировне Угрюмовой кратко: большая умница. Ее ученики, а это за тридцать пять лет работы в школе почти 4 тысячи выпускников, они, бесспорно, относятся к ней с особой теплотой: помнят, звонят, поздравляют. Бывает, что встречаются на улице: кто - то остановится, найдет нужные и теплые слова для учителя и просто скажет: «Здравствуйте, Светлана Владимировна. Вы нисколько не меняетесь. Время над вами - не властно». Это учителю всегда приятно. Словесник, человек с широким кругозором и богатой душой, наизусть читающая стихи на своих уроках, открывая тем самым красоту строф Есенина, Пушкина; стилистику и драматизм Ахматовой. Читает выдержки из «Преступления и наказания» и даже Горького «На дне», видя в этом произведении не столь пролетарское начало, а саму суть - человека, со своими страстями, переживаниями и существующих в мучительном поиске ответа на главный философский вопрос: «зачем я живу?».

- Светлана Владимировна, современные дети - не читают, конечно, многое упущено. Но как то можно выправить ситуацию? Ведь не читающее поколение - это безграмотное поколение.

- Чтение - основа любого образования, и что важнее - самообразования. А не читая классику, не знакомясь с богатством и красотой русской литературы, можно многое упустить. Упустить возможность стать настоящими людьми. А это значит людьми, способными понимать, сострадать, выжить в мире негатива, оградить себя от разрушения, ошибок, которые очень дорого могут стоить в жизни. Любой учитель скажет, что важно мотивировать ученика на изучение предмета. И если вижу, что может, не совсем понятен или не интересен автор - пытаюсь заинтересовать. Ведь, чтобы сделать вывод, что автор - неинтересен, в чем - то с ним не согласиться, надо минимум – с ним познакомится. Мы вместе проходим этот путь. Беру суть, вкусняшку, интригу произведения и зачитываю на уроке. Ребята меня спрашивают: Светлана Владимировна, а что дальше - то вышло? Я - молчу и отправляю читать. Убеждена, пусть не все, но обратятся и прочитают. А значит, материал усвоен - чего мы и добиваемся. Вот уже третий год школьники начали писать сочинение по литературе, считаю правильным шагом возврат сочинений в школу - ведь оно показывает и грамотность, и знание первоисточника, и то, насколько ученик пропустил его через себя.

- А можно написать сочинение, не читая произведение?

- Как учитель я знаю - сделать это очень сложно. Должны быть базовые знания, поэтому своей целью на уроках я и ставлю не просто изучение текста, его архитектонику, но и знакомство с той эпохой, в которую оно возникло. Ведь как можно понять «Анну Каренину» Льва Николаевича Толстого без привязки к той эпохе, излому, нравам того времени? Вот где знание истории просто могут помочь «выплыть».

- Кого помните из своих учителей, наставников?

- Мне посчастливилось иметь таких людей и наставников в своей жизни. Людей, которые мне помогали, где советом, где своим опытом давали мне возможность постичь и найти ответы на какие - то вопросы. Это, конечно же, мои родители, коллеги, моя семья и тот внутренний мир, который дает мне силы и возможность работать в школе так долго. И конечно люди, которые мне помогали в начале пути в профессию. Это моя учительница Мотышева Прасковья Тихоновна из школы поселка Половинка, я родом оттуда. А еще это учитель русского языка и литературы Юлия Михайловна Либова, светлая ей память, с которой мы работали в школе №10. На всю жизнь запомнился мой учитель истории, который, как я считала тогда, прицепился ко мне и каждый урок вызывал к доске, требуя пересказ наизусть темы со всеми датами и персоналиями. Я жутко злилась, но учила урок, чтобы не получить очень постыдную для меня «двойку». В результате вышло так, что я полюбила историю. И даже окончив школу, хотела поступить на исторический факультет.

- И все же, выбрали педагогический, почему?

- Конечно, было бы интересней сказать да, мечтала, грезила профессией учителя, ибо учитель на селе, а начинала я свой педагогический путь в сельских школах Половинки, Назарово - это зачастую единственный представитель класса интеллигенции, несущей духовность в массы. Но как все советские школьники того времени, я жила романтикой совсем других профессий, мечтала стать криминалистом. Сама еще не понимая, что это на самом деле и судила больше о внешней стороне этой профессии: следствие, погони, задержка преступников, торжество законности и справедливости, все как в сериале «Следствие ведут знатоки». Я была очень упорная и шла к своей мечте, поехала поступать в Свердловск, но там я неожиданно узнала, что на этот факультет принимают только с опытом работы, что, кстати, очень правильно. Я тогда конечно сильно расстроилась. Больших усилий мне стоило расстаться с юношеской мечтой и выбрать другую профессию. Но судьба испытывала меня и дальше. Когда приехала в Тобольск поступать в педагогический, там оказалось только два факультета - физмат и филфак. Исторического факультета, на который хотелось поступить, еще не было. От математики я была далека, поэтому выбрала филологический.

- А в студенческие годы, как сдавали экзамены, в списке экзаменационных билетов было по 100 вопросов. Неужели все читали?

- Согласна, это невозможно. Но мы как все студенты искали выход. В «страшную ночь» перед экзаменом мы с девчонками в общежитии, а жили по 4-5 человек - в комнате делили экзаменационные вопросы и читали конкретные произведения, а потом пересказывали друг другу их содержание. Так мы успешно сдавали экзамены и убеждали профессоров в том, что мы читали произведение. Я ровно шла по всем предметам. Ни разу за время учебы я не завалила ни один экзамен.

- Помните свой первый урок во время практики, каким он был?

- Как это не помнить? Мне - 20 лет, девчонка, тонюсенькая, невзрачненькая. Я всегда испытывала жуткие комплексы по поводу своей внешности. Была очень стеснительная и чувствовала себя андерсеновским «гадким утенком». Первый урок после третьего курса института - это было для меня сущее испытание. Причем меня, как котенка, сразу выбросили в десятый – выпускной класс. Пришла в класс, а там сидят здоровенные «дяди» и «тети». Посмотрите старые фото - выпускники тех лет выглядели гораздо старше своих лет. И вот я - перед ними. Ни директор, ни учитель, вообще – никто… студенточка… стажер. Тема - творчество Сергея Есенина. Было не просто волнительно - было страшно. Как раскрыть творчество типичного лирика, как не забыть рассказать о его бунтарской сути? Как передать лиризм, но не забыть сказать про патриотизм и любовь к Родине, чтобы это было не выхолощено и откровенно скучно? Я ставила перед собой, несмотря на свою молодость и профессиональную незрелость довольно завышенные цели. Поэтому решила не мучиться, а рассказать о Есенине так, как люблю и понимаю его я – нежно, проникновенно, без штампов. В итоге - мне хоть и написали хорошую рецензию, но за урок поставили четверку с плюсом. Вроде как не совсем четверка, но и еще и не пятерка. Лишь потом я поняла, что это была оценка мне не за урок, а как урок - мол, еще очень молодая, на пятерку нужно еще подрасти, поработать в школе.

- Ученики считают вас довольно строгим учителем, со своими требованиями и походом к предметам. Много «двоек» ставите?

- За всю жизнь, я не поставила ни одну «двойку» за четверть или упаси Бог, за год. Ни одного ученика не оставила на второй год и не подвергла испытаниям пересдачей. Поскольку, понимаю, что это большая психологическая травма для ребенка. Ну не хочет он знать «Войну и мир» сегодня. Не может, не готов или не способен понять это произведение. И за это казнить? А вот в течение учебного года - ставлю. Иногда это честнее, чем натягивать на «три». Поскольку знаю, получит «тройку», успокоится и тема, вроде как, пройдена. Да, бытует мнение, что ставя «двойку» учитель оценивает, прежде всего, свою работу. Я по- другому смотрю. Сегодня, возможно, это пока «два», а завтра - ученик придет на пересдачу и мы вместе попытаемся снова пройти этот путь и я ему в этом помогу. Приятнее, конечно, ставить «пятерки». Каждый год среди моих учеников выпускается по два, а то и три медалиста. Есть ученики, набирающие под 90, а то и под 100 баллов по моему предмету на ЕГЭ. Разве - это не наши успехи? В этом году почти все мои выпускники поступили в высшие учебные заведения, большинство - на бюджетные места, а значит, преодолели строгий отбор и конкурс и я за них - спокойна. Скажу больше, в этом году одна из моих учениц мне сказала: Светлана Владимировна, верите-нет, но я прочитала «Войну и мир». Все произведение. Четыре тома. Ну скажите, разве это не повод порадоваться?

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

16:08

Группа ВТБ: спрос на яйца и продукты для выпечки вырос на 22% накануне Пасхи

15:55

Количество вакансий в Югре за год выросло на 18,5 %

15:10

Группа ВТБ завершила объединение пенсионных фондов

7 мая

Наталья Комарова: «Вступление Владимира Путина в должность Президента РФ — событие, открывающее...

15:05

Как избавиться от тошноты?

15:02

В Югре более 30 человек обратились за медицинской помощью после укусов клещей

14:59

Сургутские «Барсы» пролетят с портретами фронтовиков над пятью городами Югры

7 мая

Владимир Путин вступил в должность президента России

14:51

Владимир Якушев пригласил уральцев присоединиться к конкурсу «Знание.Лектор»

13:31

На телеканал «Югра» прислали информацию о более чем 12 тысячах ветеранов для проведения «Бессме...

13:09

В канун Дня Победы сотрудники АО «Газпром энергосбыт Тюмень» поздравили ветеранов в Югре, на Ям...

7 мая

Более 7,5 млн раз югорчане записались на прием к врачу дистанционно

13:06

Представители водоканалов страны высоко оценили работу по модернизации ЦТП в Нижневартовске

13:03

Студенты ханты-мансийского колледжа будут петь военные песни в автобусах

12:47

Госавтоинспекция Югры призывает водителей мототехники к соблюдению ПДД

4 мая

В Ханты-Мансийске открылся турнир «Сибирские грэпплеры» имени Владимира Жоги

Читать все новости