На этой неделе отмечают свой профессиональный праздник офицеры-воспитатели Вооруженных сил России. И хотя наши воспитатели кадетских классов утверждают, что праздник к ним не имеет отношения, мы все же воспользовались поводом спросить о том, в чем же заключается их работа.
Мы беседуем с офицером-воспитателем кадетского класса Сергеем Петровым в коридоре двенадцатой школы. Ребята учатся здесь, пока в их родной пятой заканчивают капитальный ремонт.
– За каждым из пяти офицеров-воспитателей кадетского корпуса закреплен свой класс, с пятого по девятый, – рассказывает Сергей. – При этом у каждого класса есть и классный руководитель.
– А зачем нужен и классный руководитель, и воспитатель? – спрашиваю я.
– У нас разные обязанности. Обучение происходит системно, комплексно, но только офицер-воспитатель может вести такие предметы, как, например, огневая и строевая подготовка. Занятия по направлениям: поисковая деятельность, туризм, рукопашный бой тоже проводим мы. Кадетам-новичкам мы помогаем настроиться на определенную волну и привыкнуть к новому порядку. Например, кадеты приходят раньше, чем их сверстники приходят в школу, чтобы пройти развод. Получают задания на переменах для отработки навыков сборки-разборки автоматов, фланкировки (владение) казачьей шашкой или строевого шага.
Сергей Петров преподает уже более 15 лет, последние два года – в пятой школе. Когда пришел, получил под опеку пятиклашек. Тогда еще «зеленые» ребята во все глаза смотрели на занятия старших кадетов. А в конце мая подопечные Сергея, 26 человек, и сами приняли присягу и встали в ряды вместе с более опытными товарищами.
Бывает, что некоторые ребята, наигравшись в форму и «военную подготовку», уходят из кадетства. Но, по словам офицера-воспитателя, такие случаи – редкость, чаще происходит наоборот – дети рвутся в кадеты.
– Родители пишут заявление о приеме ребенка в кадетский класс, – рассказывает Сергей о том, как попасть в кадетский корпус. – Комиссия рассматривает, принять его или нет. Для решения критериями становится все: и высокая успеваемость, и физическая подготовка, и личное желание школьника. Каждый год желающих в разы больше, чем школа может принять. Есть, кстати, среди кадетов и девочки.
– Девчонкам, наверное, есть поблажки какие-нибудь?
– Да, нет. У нас все равны, ко всем подход одинаковый, – отвечает офицер-воспитатель.
Звучит звонок с урока. В коридор высыпают дети в темно-зеленой форме. Встают в ряд, положа друг другу руки на плечи, и начинают приседать под счет. Офицер-воспитатель класса Сергей Комиссаров считает от 50 до одного. И, в противовес словам Сергея Петрова, примерно на двадцатом приседе отпускает девчонок из строя, продолжая счет уже для мальчишек.
– А нет, девочек все-таки жалеем, – с улыбкой отмечает Сергей.
Его воспитанники по очереди подходят к нам и вскидывают руки к виску, как настоящие военные. «Разрешите обратиться», – бойко рапортуют они. И после кивка спрашивают, можно ли выйти. Кому в туалет, а кому попить воды. Кто не ушел, бодро отжимаются, затем переходят к приседаниям. Один из мальчишек считает.
– А у вас есть старосты классов? – спрашиваю я.
– У нас не класс, а взвод, – поправляет собеседник. – Есть командир взвода, то есть я, и мой заместитель. Взвод также делится на отделения, и в каждом – тоже свой командир. Чтобы получить ответ на какой-либо вопрос, мне достаточно позвонить заместителю командира взвода. Отмечу, что стать зам. ком. взвода – честь для ребят. И поскольку я сам назначаю на эту должность, каждый стремится проявить себя ответственным и активным учеником.
Можно подумать, здесь все как в армии. А на самом деле это некий облегченный вариант военной подготовки. Такая школа, уверен Сергей Петров, организует и дисциплинирует ребят. Для них понятия чести, достоинства, родины не остаются абстрактными и непонятыми. А помогает разобраться в том, что к чему, офицер-воспитатель. Он становится старшим товарищем, наставником, авторитетом во многих вопросах. Тесное и личное общение с каждым подопечным обязательно.
– У нас с ребятами есть своя группа в социальной сети «ВКонтакте». Вместе мы выезжаем на фестивали, участвуем в соревнованиях или школьных конкурсах. Офицер-воспитатель работает в связке с классным руководителем и знает об учениках практически все: какая обстановка в семье, чем ребенок увлекается и как проводит свободное время.
С седьмого класса кадеты выезжают на различные военно-исторические мероприятия. Недавно подопечные Сергея Петрова вернулись с третьим местом с фестиваля «Белые голуби Дона». Он ежегодно проходит в Волгоградской области и посвящен истории гражданской войны. Также ребята регулярно участвуют в казачьем спасе «Золотой щит». Там знакомятся с казачьей культурой, начиная от танцев, кухни и заканчивая рукопашным боем и владением шашкой. Посещают город-герой Волгоград и, обязательно, Мамаев Курган.
Многие выпускники, убежден офицер-воспитатель, даже если в дальнейшем не выбирают военную профессию, в жизни намного «старше» своих товарищей. Потому, что умеют расставлять приоритеты, ставить цели и добиваться их.
Сам же Сергей Петров признается, что мечтал стать военным с детства. Вернувшись в 1990 году из армии, он планировал поступать в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала Прошлякова, но не сложилось. В итоге, поменяв множество профессий, пришел в систему образования.
– Есть ли разница в подходе к воспитанию детей сегодня и в советское время?
– Конечно, есть. В советское время вся система работала по четкой схеме: октябренок – пионер – комсомолец, но потом все рухнуло. Радует, что сегодня в школах возрождается кадетское воспитание. Дети должны знать ценности своего народа, страны, в которой живут. Иметь свое мнение и жизненные принципы.
В 1766 году Уставом Кадетского сухопутного корпуса впервые введены должности офицеров-воспитателей. Прежде всего, в их должностные обязанности входило «содействие успеху во благо Отечества». Простыми словами, воспитательная работа основывалась на патриотизме. Эти принципы работы и сегодня сохраняются в армии, в военно-учебных заведениях, в кадетских корпусах.
Опубликованных комментариев пока нет.