26 января 1965 года, 55 лет назад, на внеочередное заседание бюро Тюменского обкома КПСС был вынесен вопрос о положении дел в нефтегазовой отрасли региона. В результате обсуждения вышло постановление «О мерах по ускорению подготовки Шаимской группы нефтяных месторождений к промышленной эксплуатации и окончания строительства нефтепровода Шаим – Тюмень», в котором отмечено: «Сложилась реальная возможность осуществить пуск нефтепровода Шаим – Тюмень не в 1966-м, а в 1965 году, ускорить подготовку Шаимской группы нефтяных месторождений к промышленной эксплуатации и перевыполнить план добычи нефти, намеченный на текущий год».
Шаимская, мегионская, усть-балыкская нефть подталкивала руководство области и страны к оперативным решениям. Конечно, можно было и дальше доставлять нефть в наливных баржах на Омский нефтеперерабатывающий завод, но ее оказалось так много, что никакие суда не справились бы с этой задачей. Сырье требовалось транспортировать круглый год, а не только в навигацию (как известно, Обь была судоходна не более 140–150 дней в году). Поэтому строительство трубопроводов в Западной Сибири стало такой же важной задачей, как и наращивание темпов добычи нефти. Было решено построить два нефтепровода: Шаим – Тюмень и Усть-Балык – Омск. В 1964 году к работе приступил Государственный институт по проектированию магистральных трубопроводов («Гипротрубопровод»), а затем подключились специалисты института «Гипроспецлес».
Задачи перед строителями жизнь ставила непростые: трубопровод надо было прокладывать на болотистых землях, испещренных речками и ручьями, среди необжитой тайги, в тяжелых климатических условиях. Зимой – 45-градусные морозы, летом – зной и комары. Но работы шли 24 часа в сутки.
«Не случайно, – рассказывает глава Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, – в народе 410 километров нефтепровода Шаим – Тюмень называли «Трасса мужества». К строительству трубопровода подключились тюменские авиаторы. Опытные экипажи вертолетов Ми-1, Ми-4 и Ми-6 доставляли на трассу 36-метровые плети: такого еще не было в истории авиаперевозок».
Нефтепровод диаметром 520 миллиметров, протяженностью 410 километров и производительностью 7,2 миллиона тонн в год дал возможность отправлять сырье по трубе до Тюмени.
3 ноября 1965 года началась первая закачка нефти в головную часть нефтепровода Шаим – Тюмень, и уже 21 декабря сибирская нефть достигла нефтеналивной станции в областной столице, где ее на подъездных путях уже ждали железнодорожные цистерны.
«Шаимская нефть, пройдя более чем 400-километровую трассу, достигла своего финиша – Транссибирской железнодорожной магистрали, – заявил на митинге, посвященном этому событию, первый секретарь обкома партии Борис Щербина. – Отныне началась круглогодичная эксплуатация первых нефтяных месторождений области. Черному золоту Тюмени выписана путевка в большую жизнь».
Нефтепровод Шаим – Тюмень стал родоначальником разветвленной системы магистральных нефтепроводов Западной Сибири.
Опубликованных комментариев пока нет.