– Югра – исконное место проживания обских угров.
Поэтому наша социальная политика основана на уважении
к национальной самобытности коренных народов и предусматривает
содействие сохранению их истории и традиций.
Сергей Доктор,
генеральный директор «Газпромнефть-Хантоса»
Культура – одна из самых важных ценностей общества, ее необходимо сохранять и транслировать. Этим принципом руководствовались сотрудники творческого объединения «Культура», выпуская альбом «Одежда обских угров». Проект стал одним из победителей грантового конкурса, проведенного «Газпромнефть-Хантосом» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».
В альбоме представлены этнографические рисунки национальной одежды народов, проживающих на территории Югры, – ханты, манси, коми и ненцев. Можно увидеть, как выглядит тот или иной вид одежды, а также ознакомиться с его историей, региональными особенностями и способом изготовления.
– Это уникальное издание, в котором собраны материалы с мест проживания коренных северных народов, – отмечает директор творческого объединения «Культура» Елена Исламуратова. – Многое из того, о чем рассказывается в сборнике, утеряно и осталось только на рисунках. Описанная в нем технология изготовления позволит не только сберечь память об этом, но и реконструировать изделия.
Чтобы сохранить культуру, ею нужно делиться, уверена Елена Евгеньевна. Поэтому такие книги не «кладут на полку», а активно знакомят с ними детей и молодежь.
Тридцать три года
Начиналось все в 1980х годах, когда в Югре работала совместная экспедиция Эстонского национального музея из Тарту и Ханты-Мансийского научно-методического центра народного творчества. Редактор-составитель издания Татьяна Молданова в то время работала методистом по декоративно-прикладному искусству и была хорошо знакома как с участниками экспедиции, так и с их исследованиями.
– Все происходило на моих глазах, – вспоминает она. – Художники ездили на стойбища, собирали материалы и привозили свои рисунки. Здесь же делали для нас копии этих рисунков. Сборник мы надеялись выпустить еще тогда, даже приглашали специалистов, чтобы систематизировать материалы, но из-за недостатка средств нам это не удалось. И вот спустя тридцать три года благодаря грантовой поддержке издание наконец-то вышло в свет.
Наследие для молодёжи
Приняли участие в создании сборника и молодые этнографы, благодаря чему узнали много нового и интересного о культуре коренных народов.
– Мы хорошо сработались. Радует, что наша молодежь интересуется историей и стремится сохранить наследие предков, – делится Татьяна Молданова.
А самые юные ребята из центра культуры обско-угорских народов нашли творческий подход к презентации книги. Они не просто рассказали об одежде, которая описана в сборнике, но и нарядились в нее сами и исполнили танец под традиционную музыку.
– Здравствуйте, друзья! Расскажу вам, чем богата наша древняя земля. Здесь на стойбище живет наш сосед-оленевод, с ним жена-красавица в сахе расписном! – Этими стихотворными строками начала демонстрацию воспитанница центра.
В такой форме ребята ознакомили гостей с халатомторсах, женскими чулками из шерсти, мужскими ритуальными рукавицами и другими видами одежды, представленными в сборнике.
Масштабная программа «Родные города» объединяет все социальные инициативы и проекты группы компаний «Газпром нефть» в регионах России. Программа направлена на развитие социально-экономического потенциала регионов, создание условий для повышения качества жизни и включает проекты развития городской среды, создания инфраструктуры для детского и массового спорта, а также инициативы в сфере образования, здравоохранения и сохранения культурного потенциала коренных малочисленных народов Севера.
Опубликованных комментариев пока нет.