В октябре сургутского зрителя ждут шекспировские страсти и балаганные забавы. В театре актёра и куклы «Петрушка» состоится взрослая премьера со странным названием «Опыт прочтения «Короля Лира» при дворе царя Гороха».
Помните сюжет трагедии Шекспира «Король Лир»? Если кратко: король поделил государство между дочерьми, а те в свою очередь выгнали отца из дома, довели до безумия и перебили друг друга в борьбе за власть. Эту историю английского драматурга читает шут царю Гороху в начале спектакля. Горох только посмеивается: чтобы дочери ослушались отца? – Не может быть! Это только у НИХ так, у НАС – невозможно. Известная русская черта: мы – не они, они – не мы, ничего общего. Слово за слово, поспорили. Со словами «я устал, я ухожу» Горох надевает белую отпускную шляпу и делит царство между тремя дочерьми.
С этого момента уже становится ясно, чем дело кончится. Трагедия ведь уже написана, осталось её прочитать. «Для… импорто (как модно) замещенья; Там, где был Лир – пусть будет царь Горох!» Режиссёр из Барнаула Дмитрий Вихрецкий использует открытый приём народного театра. Где одна черта определяет характер. Надел колпак – шут, плащ – царь. Актёры работают в двух планах: с ярким гримом на белых лицах – это артисты балагана, в руках у них персонажи истории – так называемые куклы на подтычках, по сути, мешки, нанизанные на палку, с пуговицами вместо глаз. Актёры с куклами не церемонятся: мотыляют их из стороны в сторону, перебрасывают друг другу. Впрочем, нежностей на балагане и не предусмотрено. Вот ты царь, а через минуту шут. Мир перевёрнут.
Спектакль получился не о Шекспире и не о Лире, а ни больше ни меньше о судьбе России. Каков её путь, какое место в мире она занимает? Вот средняя сестра Забава замужем за рациональным заморским князьком с явным европейским акцентом. Он настойчиво предлагает жене с косой вокруг головы (смахивающей на Тимошенко) не пускать отца на свои земли, а то он их чай разорит своими аппетитами. Ничего не напоминает?
А вот старшая сестра Власта, у которой муж с раскосыми глазами и в расшитом кафтане, предлагает зарезать младшую сестру. Здесь и Украина, и Европа, и Сирия, и Турция – всё в простых куклах на палках и в изобретательном тексте драматурга Игоря Шишкина. Когда к границам владения Власты приходит царь и просит позвать дочь, её муж отвечает: «Лежит, хворает, что-то Власте плохо». Языковая игра делает своё дело.
Есть ещё младшая дочь Млада, которая врать не умеет, петь танцевать тоже, ходит чумазая с гаечным ключом, говорит басом. Зато может «кормить, стирать, подать стакан воды И выручить, коль надо, из беды». Такая она, русская душа, которую за откровенность в конце топят. Каков путь России? В сторону Европы или Азии, или в омут, или в баню, куда в финале перед смертью уходит царь Горох, чтобы до скончанья дней «париться об участи своей».
У Шекспира трагедия неразрывно переплетена с комедией, поэтому в «Гамлете», «Макбете», «Лире» так много смешного, но от этого становится ещё страшнее. В спектакле сургутского театра балаган народного зрелища и трагедия идут пока рядом, им ещё предстоит сделать несколько шагов друг к другу. Актёры чудесно справляются с комедийными сценами, но не поднимаются на трагедийную высоту, где смех перерастает в плач и боль за человека, за страну, за мир, который не учится на ошибках.
Вроде, и исход истории известен, и актёры в эпилоге сказали, что это только представление, игра, но всё равно после спектакля как-то не по себе. Наверное, от того, что все эти лиры и горохи ставят свои опыты (прочтения) на народе, на нас с вами, на тех, кто волей неволей участвует во всемирном балагане.
Для сургутского театра актёра и куклы «Петрушка» подобный взрослый спектакль – несомненный шаг вперёд как для роста актёров, так и в претензии театра на всероссийские и международные фестивали.
Режиссёр – Дмитрий Вихрецкий (Барнаул)
Художник – Елена Наполова (Кемерово)
Драматург – Игорь Шишкин (Кемерово)
Премьера – 22 октября в 17.00.
Опубликованных комментариев пока нет.