Последние новости

08:00

В Югре в 4 раза вырос спрос на комплексные решения видеонаблюдения

22:22

В Тюмени осудили сбежавшего ранее заключенного

22:05

Сургутяне определились с объектами для благоустройства в 2025 году

19 мая

В столице Югры прошли забеги международного полумарафона «Забег.РФ»

21:28

Школьники из Радужного победили в международном фестивале по робототехнике и программированию

21:04

В Нефтеюганском район ввели режим повышенной готовности в связи с паводком

20:40

Уровень воды в Оби под Нижневартовском продолжает подниматься

17 мая

Фестиваль «Дух огня» представят за рубежом

20:24

В Югре процедуру предварительного голосования «Единой России» пройдут 5 участников СВО

20:16

Прокуратура требует запретить песню тиктокерши из Югры

20:00

Спортсмен Сургутского района привез серебро с Первенства России по ММА

17 мая

В Москве представили «Академическую историю Югры»

19:45

Сургутянин Замир Шкахов вошёл в тройку сильнейших паралимпийцев мира

19:11

В Пыть-Яхе проснулись клещи

19:00

В Сургутском районе прошла «Педагогическая весна»

17 мая

160 млн человек охватил «Дух Огня»

Читать все новости

В Сургуте поставили спектакль с куклой, которая «пережила» блокаду

Фото: из архива

Она действительно с потертостями и ссадинами. Кукла, которая на самом деле «пережила» Великую Отечественную войну, преодолела тысячи километров, прежде чем оказаться на сургутской сцене. Артисты нашли ее в одном из антикварных магазинов Санкт-Петербурга. Лежала среди такого же раритета. Сама по себе игрушка уже может «рассказать» историю. Известно, что в 40-х годах ее держали в руках те самые дети войны. Имена не сохранились. «Говорящая» кукла стала одним из центральных «персонажей» одноименного спектакля в ЦКиД «Камертон».

Разговор со зрителем 

Сюжет спектакля, по сути, взят из головы режиссера. Хотя кто-то может заметить сходство с рассказами «Кукла» или «Ночевала тучка золотая». Они действительно вдохновили постановщиков. Но и только. В основе сюжета – личная история дедушки (точнее – маленького Стёпки), которую он рассказывает теперь уже своей внучке.

— Это история его детства, воспоминания, в которых вся гамма чувств: от родительской любви, лиц которых он уже не помнит, а только ощущения их близости, от потери, когда он оказался в детском доме, потом — от потери друзей. Сам рассказ начинается как раз с появления старой-старой куклы, — поясняет режиссер спектакля «Кукла» Анастасия Гнатенко. — Это о ценности дружбы, любви, семьи. И еще о том, что ценность вещей тоже не всегда материальна. Кукла — это символ любви и памяти, веры, а не просто какой-то материальный предмет.

Большая и старинная кукла уже самом по себе — целая история. Не соответствует нынешним эталонам красоты и вообще одета не по последнему писку моды. Такие экспонаты советской эпохи теперь не найти на полках магазинов. Но «шрамы» войны — какие-то царапины на теле и потрепанная одежда – сделали ее дороже всех вместе взятых барби. Это «зацепило» юных актеров — «зацепит» и юных зрителей, уверен режиссер. Хотя сам по себе спектакль понравится и взрослым. Он вне возраста и затрагивает извечные вопросы.

— Чем больше мы погружаем детей в такие интересные истории, не разукрашенные современными средствами шоу, всякими там разными примочками и прибамбасами (музыкой, спецэффектами), тем больше они начинают ценить эту настоящесть, — считают постановщики. — Простота тоже эффектна. А главный эффект — в смысле, в жизненной правде, которая трогает наших современных детей.

Со зрителем будут говорить не только словом, но и телом. Большинство актеров — дети, танцоры. Спектакль наполнен пластическими номерами. Один из них — «Ты вернешься» — существовал сам по себе, но органично вписался в режиссерский замысел.

— Любое событие отражается не только на государстве, но и на истории каждой семьи, каждого человека. И найти личную историю, на наш взгляд, гораздо важнее сегодня, чем говорить о масштабе событий. Потому что о масштабе будет говориться много везде и со всех экранов. Но каждая семья имеет свою, какую-то особенную историю, которая касается только их, и эта история важная, — считает балетмейстер Светлана Астраханцева.

Воспитание историей

Главными актерами спектакля стали дети — и в этом его особенность. Чтобы лучше понять чувства своих героев, ребята смотрели исторические фильмы. Для многих из них беды, которые принесла с собою война, стали открытиями.

— Дети не понимали, как, например, ребенок может остаться без родителей? Не могли понять этих чувств. Я объясняла им: вас мама с папой каждый раз целуют перед сном, а их некому было целовать и обнимать, — рассказывает балетмейстер. — Этот спектакль важен и для самих артистов. Во время репетиций они могли похихикать, но когда что-то осознавали… Детей ведь не переиграешь. Они не играют, а живут историей, делают ее настоящей.

Это как раз тот случай, когда актеры хороши своим непрофессионализмом. Хотя люди с дипломами, конечно, тоже будут на сцене. Взрослые будут «держать» конструкцию, скелет спектакля. И это тоже своего рода эксперимент — воспитанники будут на одной сцене с наставниками. Но кто у кого учится — еще большой вопрос.

— Детям интересно, как работают их педагоги, интересно быть соучастником этого процесса. Они же обучаются через подражание, общение, сближаются со своими наставниками. И на сцене уже, как большая семья. Всем очень тепло. Мы не претендуем на суперпрофессиональные спектакли, но они получаются очень теплые, — считает Анастасия Гнатенко.

Говорящий минимализм

На декорациях решили не заостряться. В спектакле их минимум. Над антуражем поработали художники Камертона. Акценты расставили так, чтобы предметы «не перебивали» актеров. За основу брали принцип: «Если от чего-то можно отказаться — долой!». Нагромождать не хотелось. Так что остановились на простых универсальных конструкциях, которые будут трансформироваться в столы, стулья и так далее. От главной истории, от человеческих — детских и взрослых глаз — ничего отвлекать не будет.

— В современном искусстве нет натурализма. Что вынесет зритель с этого спектакля? Главное, чтобы тронуло какие-то определенные чувства. Как из современного кино: никто не выходит с какими-то одинаковыми решениями.  Каждого может зацепить разное. Или в традиционном балете — дают программку, в которое написаны все роли, кто и что. Все разложено по полочкам, и ты знаешь, что ты смотришь. В современном балете нет программки. Есть просто исполнитель и ты свои ассоциации рождаешь от того, что происходит на сцене. Тебе не раскладывают, КАК ты ДОЛЖЕН понимать этот спектакль. У автора произведения есть свое мнение, но он не расстроится, если ты подумал по-другому. Главное, чтобы зритель ушел наполненным. В современном искусстве другая логика. Там «крючки», которые цепляют восприятие, настроение и держат в напряжении, как в тарантиновских фильмах, — объясняет Светлана Астраханцева.

Спектакль «КУКЛА» 7 марта в 18:00 Билеты по телефону: 90-83-16 Центр культуры «Камертон» (Островского, 16/1)

 

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

08:00

В Югре в 4 раза вырос спрос на комплексные решения видеонаблюдения

22:22

В Тюмени осудили сбежавшего ранее заключенного

22:05

Сургутяне определились с объектами для благоустройства в 2025 году

19 мая

В столице Югры прошли забеги международного полумарафона «Забег.РФ»

21:28

Школьники из Радужного победили в международном фестивале по робототехнике и программированию

21:04

В Нефтеюганском район ввели режим повышенной готовности в связи с паводком

20:40

Уровень воды в Оби под Нижневартовском продолжает подниматься

17 мая

Фестиваль «Дух огня» представят за рубежом

20:24

В Югре процедуру предварительного голосования «Единой России» пройдут 5 участников СВО

20:16

Прокуратура требует запретить песню тиктокерши из Югры

20:00

Спортсмен Сургутского района привез серебро с Первенства России по ММА

17 мая

В Москве представили «Академическую историю Югры»

19:45

Сургутянин Замир Шкахов вошёл в тройку сильнейших паралимпийцев мира

19:11

В Пыть-Яхе проснулись клещи

19:00

В Сургутском районе прошла «Педагогическая весна»

17 мая

160 млн человек охватил «Дух Огня»

Читать все новости